Главное Авторские колонки Вакансии Образование
215 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

4 совета, как оценить эффективность масштабирования бизнеса

Масштабирование позволяет компании увеличивать объёмы работы, охватывать новые рынки и увеличивать доходы. Однако успешное расширение требует не только ресурсов и планирования, но и чёткой оценки эффективности.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Материал написан для блога сервиса управленского учёта «Финансист».

В прошлом материале мы рассказали, как бизнесу подготовиться к масштабированию, а когда лучше отложить экспансию рынка. В этой статье финансовый директор Екатерина Яхонтова дала четыре практических совета, на что обращать внимание во время наращивания мощностей.

Автор: Екатерина Яхонтова, финансист и эксперт по оцифровке бизнеса.

Чтобы правильно оценивать эффективность расширения, стоит придерживаться четырёх рекомендаций.

Совет № 1. Анализируйте финансовые показатели

При расширении бизнеса важно понимать, как меняютсячистая прибыль, выручка, себестоимость и маржинальность. Если план не выполнен, стоит выяснить причины и пересмотреть бизнес-процессы. Например, изменить маркетинговую стратегию, запустить обновлённую рекламную кампанию, нанять ещё сотрудников или дать больше времени для реализации плана.

Если изменения не приносят результатов, лучше вернуться на шаг назад и поменять стратегию масштабирования. Возможно, потребуется уволить часть сотрудников или закрыть точку.

Чтобы понимать ситуацию в компании, нужно вести три главных управленческих отчёта:

  • Отчёт о движении денежных средств (ОДДС)Даёт понимание, сколько денег сейчас на счетах компании, откуда они приходят и куда уходят.
  • Отчёт о прибылях и убытках (ОПиУ)Показывает точную чистую прибыль компании.
  • Управленческий балансСодержит информацию о финансовом положении компании в конкретный момент времени.

Расширение бизнеса даёт существенные преимущества, но также может временно ухудшить некоторые показатели. Например, увеличить затраты и задолженность, снизить маржу. Это нормально для краткосрочного периода. Важно следить за каждым изменением, анализировать его и сравнивать с ключевыми показателями.

Совет № 2. Отслеживайте тревожные сигналы

Игнорирование тревожных сигналов на этапе расширения бизнеса может привести к серьёзным проблемам, вплоть до утраты позиций на рынке. Есть несколько ключевых признаков, что что-то идёт не так.

  • Рост затрат не соответствует увеличению выручки или конечный результат — затраченным ресурсам.
  • Прибыль и оборачиваемость запасов снижаются длительное время.
  • Дебиторская задолженность приводит к кассовым разрывам.
  • Маржа снижается без видимых причин.
  • Конкурентоспособность товара или услуг ухудшается.

Регулярный мониторинг таких моментов помогает на ранних этапах находить проблемы и устранять их.

Тревожные сигналы, за которыми нужно следить во время расширения бизнеса.

Совет № 3. Следите за динамикой спроса

Во время масштабирования во всех филиалах нужно следить за динамикой спроса. Если у второй точки клиентов стало больше за счёт основной, необходимо выяснить, почему так получилось. После стоит доработать маркетинговую стратегию попривлечению новых клиентов.

Совет № 4. Анализируйте количество покупателей

На каждом этапе масштабирования нужно оценивать текущее количество клиентов и привлекать новых: поддерживать контакт, разрабатывать новые приёмы привлечения и укреплять уверенность покупателей в качестве товаров или услуг.

Параллельно важно фиксировать, как часто клиенты возвращаются и делают повторные покупки. Если этого не происходит, то в компании нужно изучить, как увеличить ретеншн.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем