6 причин, почему строительный бизнес и позаказное производство теряют прибыль
Вместе с финансовым директором Ольгой Головиной рассказываем о шести самых частых причинах, которые приводят к потере прибыли в сфере строительства и позаказном производстве.
Материал написан для блога сервиса управленского учёта «Финансист».
Автор: Ольга Головина, финансовый директор, ACCA DipIFR, консультант, ex-CFO в «Теле2», «Азия Цемент», «Юниум», ex-product manager сервиса «Моё дело», автор блога «Где деньги, Оль?».
№ 1. Неправильная смета
Если в компании нет регулярного управленческого учёта, руководство концентрируется только на базовых процессах, таких как закупка материалов и выплата рабочим. В результате бизнес теряет из виду важную часть дополнительных затрат. В эту категорию входят: налоги, амортизация оборудования, расходы на инструменты и транспорт, нормы брака и убыли и многое другое.
Что делать
- Внедрите управленческий учёт и отслеживайте затраты в реальном времени.
- Создайте регламент для расчёта смет и включите в них сопутствующие расходы, в том числе нормы брака и убыли.
- Обучите сотрудников правильно учитывать все статьи расходов при составлении смет.
- Регулярно анализируйте расходы, чтобы находить и устранять неэффективные.
№ 2. Ошибки в ценообразовании
В ценообразовании продукта должны участвовать специалисты, которые хорошо в нём разбираются, понимают структуру себестоимости и могут установить нужный размер наценки.
Если цену формируют люди, которые совсем не понимают технологию производства, это может привести к потерям. Например, менеджер по продажам, который не разбирается в том, как вырезать детали по сложному лекалу, может не учесть в цене трудозатраты и сроки исполнения. Такая ситуация характерна для позаказного производства.
Старайтесь пресекать ситуации, когда сотрудник с недостаточной компетенцией может влиять на ценообразование продукта.
Что делать
- Привлеките к ценообразованию специалистов, которые знают объём затрат на производство и рыночную стоимость работ.
- Используйте только самые актуальные цены на сырьё.
- Включите в расчёты все прямые и косвенные затраты, в том числе расходы на материалы, оборудование, трудозатраты, накладные расходы и другое.
- Следите за рыночными ценами, чтобы обеспечить конкурентоспособность своего предприятия.
- Используйте сервисы для автоматизации расчётов цен, чтобы минимизировать ошибки и упростить процесс.
№ 3. Непродуманные сроки проекта
Время проекта, или производственный цикл, имеет колоссальное значение для оборачиваемости денежных средств. Чем он короче, тем быстрее бизнес окупает вложенные в него средства.
Пока проект находится в процессе реализации, у компании будут постоянные затраты, которые не зависят ни от объемов производства, ни от количества заказов. В это время предприятие должно платить зарплату управленческой команде, имущественные налоги и аренду. И чем дольше производственный цикл, тем больше постоянных расходов, которые в итоге увеличивают общую стоимость проекта.
Что делать
- Стремитесь к тому, чтобы маржа прибыли по проектам была выше постоянных затрат на их выполнение.
- Постоянно контролируйте ход проекта и вовремя корректируйте планы, чтобы не перерасходовать бюджет.
- Рассмотрите аутсорсинг или услуги субподрядчиков, чтобы выполнить отдельные задачи и быстрее закончить проект.
№ 4. Неоптимизированные запасы на складе
Если у компании беспорядок в рамках хозяйственного учёта, она столкнется с проблемами на складе.
Например, мастер не может рассчитывать на материалы или запчасти со склада, потому что они уже зарезервированы под другой проект, либо фактически их нет. Или из-за хаоса на складе мебельной фабрики невозможно собрать один комплект изделия. Все имеющиеся компоненты из разных поставок и отличаются по цвету и фактуре.
Некачественный учёт не позволит предприятию работать с несколькими проектами сразу
Что делать
- Внедрите систему управления складом, чтобы отслеживать запасы и избегать ошибок при списании.
- Введите стандарт для качества материалов и строго контролируйте поставки.
- Создайте резерв материалов для конкретных проектов, чтобы исключить возможность их использования в других заказах.
№ 5. Неправильный учёт затрат на маркетинг
Часто предприятия не учитывают переменные расходы на привлечение клиента: рекламу и маркетинговые акции. В результате стоимость привлечения может оказаться выше маржи проекта.
Исключение составляют случаи, когда от конкретного клиента ожидаются повторные или сопутствующие продажи.
Что делать
- Проведите детальный анализ всех затрат на привлечение клиента.
- Установите пороговое значение для расходов на привлечение клиентов.
№ 6. Отсутствие дополнительных услуг
Дополнительные услуги могут внести ощутимый вклад в прибыль предприятияДополнительные сервисы не только повышают удобство клиента, но и помогают компании увеличить доход. Предприятия, у которых нет сопутствующих продаж, упускают возможность заработать больше и получить новые точки соприкосновения с потребителями.
Что делать
- Перед внедрением новых услуг исследуйте рынок, чтобы понять потребности и предпочтения целевой аудитории.
- Проанализируйте окупаемость вложений в новые направления.
- Привлекайте партнёров, которые могут предложить дополнительные услуги или товары для вашего бизнеса. Это позволит расширить ассортимент без больших вложений в разработку собственных проектов.