Когда бухгалтеров заменят роботами и за что стоит платить им сейчас
В каждый офис по бухгалтеру — такая установка досталась российским бизнесменам от предшественников. Когда-то без условной Марь Иванны, которая вместо владельца разбиралась с налоговой и сводила бесконечные отчеты, было не обойтись. Сегодня для большинства малых и средних предприятий держать эту строгую даму с начёсом в штате — ненужная роскошь. Эксперты аутсорсингового бухгалтерского сервиса Фингуру приглашают вас проследить за тем, как менялся подход к бухучету со времен СССР до наших дней, и узнать, как ведут его сегодня прогрессивные компании.
Союз нерушимый: бухгалтер-счетовод, стандартизированные документы и никакой коммерции
Во времена плановой экономики бухгалтерский учет являлся частью единой системы народнохозяйственного учета. План счетов для всех предприятий был единым, документы и методологии — унифицированными. Важна была не прибыль, а выполнение плана и минимизация расходов.
Ключевыми критериями эффективности бухгалтера считались скорость и правильность подсчетов, для которых сначала использовались счёты, а позже арифмометры — самым популярным стал «Феликс», который по аналогии с Дзержинским называли «Железным Феликсом».
В 60-70-х годах появились электронные калькуляторы «Вега» и «Искра 123», которые заставили бухгалтеров изменить привычки и повлияли на ценность человека в профессии. Если работа со счётами требовала специальных навыков, то с калькулятором вычислительный процесс стал намного проще.
Конечно, документы не могли сами себя обсчитать на калькуляторе, процесс по-прежнему требовал участия человека. Критериями эффективности оставались скорость и точность.
Эра бухгалтеров-счетоводов продолжалась до 1988 года и закона «О кооперации в СССР», когда впервые за историю социализма кооперативам разрешили заниматься торговлей. Через три года, с образованием независимой РФ и зарождением коммерции, мир бухгалтеров окончательно перестал быть прежним.
Считать все еще было нужно, но добавилась новая функция — контролирующая. Если во времена СССР никаких заминок с движением документов не было — всё предоставлялось четко и вовремя, то теперь «бумажки» нужно было собирать с контрагентов и проверять. Бухгалтер-счетовод частично превратился в бухгалтера-контролера.Бандитская Россия: новорожденная ФНС, строгие инспекторы и взрывное развитие бизнесаБандитская Россия: новорожденная ФНС, строгие инспекторы и взрывное развитие бизнеса
Бандитская Россия: новорожденная ФНС, строгие инспекторы и взрывное развитие бизнеса
Девяностые — время перемен, которое одни вспоминают с романтическим вздохом, а другие — с ужасом. Сложная экономическая ситуация и кризис оставили огромную часть населения без работы. Некоторые профессии сильно трансформировались, и не все смогли приспособиться. В том числе и бухгалтеры, которые теперь должны были работать в условиях рыночной экономики.
Новый экономический строй требовал новых законов и регулирующих органов. В 1990 образовалась государственная налоговая служба, но поначалу никто не понимал, как она будет работать. Учились все: и бизнесмены, и бухгалтеры, и инспекторы.
Прогресс, который отобрал у бухгалтеров счёты, теперь позарился и на калькуляторы — в России начали массово распространяться компьютеры. Появилось и первое специализированное ПО: «Парус», «Практик» и «1С», которая, благодаря успешной бизнес-модели, стала лидером и остается им до сих пор.
Все это не обрадовало среднестатистическую Марь Иванну, которая со скрипом осваивала работу с ПК, делая пометки в тетради, чтобы не забыть, какие кнопки нажимать. Бухгалтерам-счетоводам пришлось уйти со сцены, освободив место бухгалтерам-контролёрам, которые собирали и проверяли документы, вносили их в систему, общались с налоговой инспекцией, сдавали отчеты.
Декларации в то время подавались в бумажном виде. Бухгалтеры выстаивали огромные очереди в налоговой и мечтали о добром инспекторе, который не выпишет штраф. Система требовала серьезных изменений.
В 1998 году заместителем министра по налогам и сборам стал Михаил Мишустин, которого СМИ назовут «сисадмином всея Руси». Именно Мишустин собрал команду, которая запустила процесс диджитализации налоговой в конце девяностых. В нее вошли люди, с которыми он был знаком через Международный компьютерный клуб (МКК), организованный Мишустиным и Амдиляном ещё в 1990 году и ставший первой IT-тусовкой в России.
Благодаря Мишустину и его соратникам, в начале нулевых появилась возможность сдавать налоговые декларации на дискетах, однако к ним необходимо было приложить бумажную копию. С 2003 года отчеты можно было сдавать по ТКС, но их по-прежнему приходилось дублировать «бумажками». В 2005 здравый смысл победил — теперь достаточно было ТКС и ЭЦП ( электронной цифровой подписи), чтобы не стоять часами в коридорах налоговой с пачкой бумаг.
Нововведения упростили жизнь бухгалтеров, частично избавив их от рутины. К переменам быстрее всех приспособилась молодёжь, и в профессии появился новый тренд: отдавать бухгалтерию на аутсорсинг. Поначалу — приходящим специалистам, которые вели несколько ИП или ООО.
Буквально за десятилетие профессия сильно изменилась. Впереди неизвестность. Фантастические фильмы рисуют будущее, где среди летающих автомобилей и роботов бухгалтер с бумажными декларациями выглядел бы, как повозка с лошадью, припаркованная рядом с Lamborgini.
Миллениум: электронный документооборот и локальный конец света
Не успевают бухгалтеры освоить новые технологии, как перед ними разворачивается очередное поле боя. Следующим всадником прогресса становится электронный документооборот (ЭДО). Его начинают тестировать в начале нулевых, но пока электронные декларации — условие необязательное.
Благодаря ЭДО, потребность в сборе бумажек постепенно отпадает. Тем, кто его использует, не нужно ничего физически подписывать, ставить мокрые печати и отправлять по почте. Вроде жизнь должна стать проще, но не все проявляют сострадание к деревьям и переходят на электронный документооборот.
Новый порядок вызывает волну сопротивления и новые волнения в профессиональных кругах. Теперь меньше документов теряется, можно оперативно получать счета и акты, сдавать декларации в электронном виде. Функции бухгалтеров в организации снова оказываются под большим вопросом. ЭДО снимает с них львиную долю рутины, и теперь не каждый загружен на 100%. У владельцев компаний появляются сомнения по поводу того, за что они платят.
Наши дни: молодежь в бизнесе, жизнь в смартфоне, роботы вместо бухгалтеров
В 2013 году, с приходом Мишустина в ФНС, начинается внедрение автоматизированной системы контроля налога на добавленную стоимость (АСК НДС). Система анализирует электронные декларации, проводит сверку данных компаньонов и контрагентов и находит в них расхождения. Этот процесс не требует непосредственного участия человека.
В 2015 году подача электронных деклараций в России становится обязательной.
Бухгалтеров накрывает очередной волной технологического прогресса, которая медленно превращается в цунами.
В профессиональных кругах ругают правительство. Мол, это не упрощение жизни — это дань моде на диджитализацию.
Становится сложно прятаться за стопкой бумаг. Чтобы не кануть в небытие, бухгалтерам приходится менять мышление и приносить бизнесу дополнительную ценность. Перестать ограничиваться функцией контролёра и взять на себя функцию консультанта.
Прогрессивному бизнесмену, который стремится к максимальной эффективности, важно, чтобы задачи решались быстро, услуги предоставлялись 24/7 и всё было под рукой. Он не хочет тратить время на телефонные переговоры, отправлять мейлы, носиться по городу с кипой бумаг и что-то без конца подписывать. Либо бухгалтер подстроится и предложит удобный «бесконтактный» сервис с минимумом движений со стороны клиента, либо уйдет с рынка, третьего не дано.
Такой формат — не далекое будущее. Уже сегодня есть мобильное приложение с чатом, куда можно отправить фото документов, а обработают их команда бухгалтеров и бот. Чат-бот круглосуточно выполняет типовые задачи без участия человека: формирует 2-НДФЛ и платежки на выплаты сотрудникам, оформляет отпуска и больничные.
Установите приложение и убедитесь, что с Фингуру вести бухгалтерию просто!
Есть формы собственности, которым бухгалтер больше не нужен в принципе. Например, самозанятым и ИП 6% для сдачи отчетов и расчета налогов достаточно функционала мобильного приложения. Со временем системы налогообложения будут оптимизироваться и изменения коснутся других форм собственности.
Исчезнет ли потребность в бухгалтерах?
Сегодня в России вести бизнес не так сложно, как это было в начале девяностых, когда коммерция только зарождалась. Есть понятные законы и система налогообложения, ЭДО и электронные декларации, умные программы учета и аутсорсинговые компании, которые могут обслуживать как малый бизнес, так и крупные компании.
Технологии избавили бухгалтеров от большого количества рутины, и сейчас у бизнеса есть потребность в консультировании: по оптимизации налогов и финансовому здоровью компании.
Сегодня и в обозримом будущем профессия бухгалтера будет оставаться актуальной. Ее полная автоматизация требует существенных изменений в налоговом законодательстве. Но каждый год рутины становится меньше и специалисты, которые занимаются перекладыванием бумажек, становятся не нужны.
Технологии разгрузят бухгалтеров, а потребность в консультировании бизнеса будет расти. Квалифицированные специалисты, которые умеют не только обрабатывать первичку, но и видеть финансовую ситуацию сверху, оптимизировать ее , не нарушая законы, будут востребованы и сейчас, и в будущем.