редакции Выбор
Лента объявляет о росте выручки на 62,1% и увеличении рентабельности по EBITDA на 434 б.п. в 1 квартале 2024 года
Основные результаты за 1 квартал 2024 года (1,2)
- Продажи выросли на 62,1% год к году до 202,0 млрд руб.
- Розничные продажи составили 199,7 млрд руб., увеличившись на 63,1% год к году.
- Сопоставимые продажи (LFL) выросли на 18,2% в результате роста LFL-среднего чека на 10,6% и LFL-трафика на 6,9%.
- Онлайн-продажи выросли на 52,8% год к году до 16,7 млрд руб.
- Группа открыла 182 магазина у дома и 5 супермаркетов на валовой основе.
- Общая торговая площадь увеличилась на 29,2% и составила 2 311,8 тыс. кв. м.
- Валовая прибыль выросла на 77,7% год к году и составила 42,9 млрд руб. Валовая маржа увеличилась на 187 б.п. до 21,2%.
- EBITDA составила 13,0 млрд руб., маржа EBITDA увеличилась на 434 б.п. и составила 6,4%.
- Капитальные расходы составили 4,5 млрд руб., увеличившись на 138,8% год к году.
- Отношение чистого долга к EBITDA (за последние 12 месяцев) составило 2,3x по сравнению с 2,8x на 31 декабря 2023 года.
1. Включая результаты «Монетки» со 2 октября 2023 года.
2. Обратите внимание, что все финансовые показатели в этом разделе основаны на данных до применения IFRS-16.
Владимир Сорокин, Генеральный директор:
В первом квартале 2024 года мы продолжили трансформацию Группы, и я рад видеть, что наши усилия по улучшению клиентского опыта нашли отражение в операционных показателях магазинов.
Так, двузначные темпы роста сопоставимых (LFL) продаж, которые мы наблюдали в предыдущем квартале, ускорились в отчётном периоде и составили 18,2% год к году на уровне Группы, а LFL динамика гипермаркетов и магазинов у дома составила +16,8% и +14,0%, соответственно. Лучшую динамику сопоставимых продаж показали наши супермаркеты: +26,8%, закрепив положительные тренды предыдущих периодов.
Мы сохраняем фокус на усилении мультибрендовой платформы Группы и в отчётном периоде продолжили интеграцию сетей «Монетка» и «Лента». Сейчас мы сфокусированы на выделении корпоративного центра и децентрализации основных операционных процессов. В результате команда каждой сети продолжает делать то, что умеет лучше всего: команда «Ленты» — управлять гипермаркетами, супермаркетами и онлайн-бизнесом, а команда «Монетки» — развивать сегмент магазинов у дома. Благодаря объединению закупочной силы #4 и #10 сетей страны идёт улучшение коммерческих условий в работе с федеральными и местными поставщиками.
Отдельно хочу отметить развитие нашего онлайн-канала. С начала года совокупные продажи собственных сервисов «Лента Онлайн», «Утконос» и Click & Collect, а также онлайн-продажи через партнёров выросли на 52,8% год-к-году и достигли 16,7 млрд рублей. Мы продолжаем расширять географию покрытия онлайн-канала — на конец марта 2024 года более 630 наших магазинов по всей России подключены к доставке.
Результаты первого квартала, безусловно, воодушевляют всю нашу команду. В 2024 году мы намерены выполнить амбициозную программу развития — открыть не менее 500 магазинов, преимущественно под брендом «Монетка». Мы также продолжим совершенствовать ценностное предложение всех форматов, запускать новые партнерства и содействовать развитию регионов присутствия Группы.
Операционные результаты за 1 квартал 2024 года, год к году
Выручка (3)
Магазины и торговая площадь
Сопоставимые результаты (LFL) (5)
Онлайн-продажи
3. Включая результаты Утконоса с 1 февраля 2022 года и результаты «Монетки» со 2 октября 2023 года
4. Начиная с 4 квартала 2023 года результаты формата «Магазины у дома» включают результаты магазинов «Монетка» и «Лента Мини»
5. Сопоставимые результаты «Ленты» не учитывают результаты магазинов «Монетка». Сопоставимые продажи формата «Магазин у дома» учитывают результаты зрелых магазинов «Монетка» и «Лента Мини». Справочно приводятся про-форма суммарные сопоставимые результаты зрелых магазинов «Ленты» и «Монетки».
6. «Лента Онлайн» включает «Лента Онлайн», «Утконос» и Click & Collect.
Операционные результаты за 1 квартал 2024 года
+62,1%
В первом квартале 2024 года продажи «Ленты» выросли на 62,1% и достигли 202,0 млрд руб. Розничные продажи увеличились на 63,1% до 199,7 млрд руб. по сравнению с 122,5 млрд руб. в первом квартале 2023 года благодаря увеличению торговой площади на 29,2% в результате приобретения сети «Монетка», а также росту сопоставимых продаж на 18,2%.
+114,5%
В первом квартале 2024 года, в основном благодаря приобретению «Монетки» и росту трафика в форматах «Гипермаркеты» и «Супермаркеты», количество чеков увеличилось на 114,5%, в то время как средний чек снизился на 24,0%, что, в основном, произошло в результате значительного увеличения доли магазинов у дома в общих розничных продажах.
Доля оптовых продаж в общей выручке «Ленты» составила 1,1%. Оптовые продажи выросли на 4,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
+18,2%
В первом квартале 2024 года сопоставимые продажи увеличились на 18,2% в результате роста розничного LFL-среднего чека на 10,6% и розничного LFL-трафика на 6,9%. В отчётном периоде «Лента» зафиксировала положительную динамику сопоставимых продаж во всех трёх форматах магазинов.
В первом квартале 2024 года «Лента» продолжила работу по совершенствованию программы лояльности и активно работала над подбором ассортимента. За отчётный период количество клиентов, активировавших новую карту лояльности, составило 1,3 млн, при этом общее количество выпущенных карт лояльности достигло 39,6 млн. Доля операций с использованием карт лояльности составила 96,6% от общего объёма розничных продаж без учета «Монетки».
+17,7%
Доля формата «Гипермаркеты» от общей розничной выручки значительно снизилась в результате приобретения «Монетки» и составила 59,4% в первом квартале 2024 года. Продажи формата «Гипермаркеты» увеличились на 17,7% на фоне роста LFL-среднего чека на 12,0% и роста LFL-трафика на 4,4%, при этом торговая площадь магазинов формата «Гипермаркеты» снизилась на 1,4% в результате реализации плана по уплотнению торговых площадей магазинов и высвобождению избыточных площадей для субаренды. «Лента» продолжает повышать эффективность операций в магазинах, как результат плотность продаж увеличилась на 11% по сравнению с прошлым годом.
В результате значительных изменений, связанных с приобретением «Монетки», «Лента» приняла решение изменить презентацию результатов «Магазинов малых форматов» и разделить их на два формата «Супермаркеты» и «Магазины у дома». Результаты «Магазинов малых форматов» за предыдущие периоды были также разделены между форматами «Супермаркеты» и «Магазины у дома». Начиная с четвёртого квартала 2023 года, результаты формата «Магазины у дома» включают результаты магазинов «Монетка» (со 2 октября 2023 года) и «Мини Лента».
+26,8%
В 2023 году «Лента» внесла значительные изменения в CVP и операционные процессы формата «Супермаркеты». В первом квартале 2024 года часть оставшихся магазинов у дома «Мини Лента» была переформатирована в супермаркеты, кроме того «Лента» открыла 5 новых магазинов и закрыла 3 неэффективных точки. Как результат, общее количество супермаркетов на конец 1 квартала составило 316. В отчётном периоде супермаркеты продемонстрировали существенный рост LFL-продаж на 26,8% в результате роста LFL-трафика на 13,2% и роста LFL-среднего чека на 11,9%.
+14,0%
В результате приобретения торговой сети «Монетка» доля формата «Магазины у дома» достигла 30,1% от общей розничной выручки. В первом квартале 2024 года чистый прирост количества магазинов у дома составил 141 магазин. В отчётном периоде сопоставимые продажи формата «Магазин у дома» (включая результаты магазинов «Монетка» и «Мини Лента») выросли на 14,0% на фоне роста LFL-среднего чека на 12,4% и роста LFL-трафика на 1,4%.
+52,8%
В первом квартале 2024 года онлайн-канал «Ленты» показал уверенный рост продаж. Общий объём онлайн-продаж за отчётный период составил 16,7 млрд рублей, увеличившись на 52,8% год к году, что соответствует общей динамике рынка e-grocery России. При этом общий объём онлайн-заказов вырос на 32,8% и составил 6,9 млн заказов. Средний чек в онлайне вырос на 15,1% год к году и составил 2 441 руб. Доля онлайн-продаж составила 8,3% от общего объёма продаж «Ленты» по сравнению с 8,8% в аналогичном периоде предыдущего года.
Финансовые результаты за 1 квартал 2024 года
Ключевые финансовые
результаты
Продажи выросли на 62,1% и составили 202,0 млрд рублей по сравнению с 124,6 млрд рублей за аналогичный период предыдущего года.
77,7%
В первом квартале 2024 года валовая прибыль (до применения IFRS-16) увеличилась на 77,7% год к году до 42,9 млрд руб. Валовая маржа выросла на 187 б.п. и составила 21,2%, что главным образом обусловлено консолидацией торговой сети «Монетка», а также ростом валовой маржи в гипермаркетах и супермаркетах, обусловленным в том числе снижением убытков от товарного движения.
6,4%
Рост валовой прибыли, а также снижение коммерческих, общехозяйственных и административных расходов в процентах от продаж привело к росту EBITDA (до применения IFRS-16) на 395,7% по сравнению с предыдущим годом. В первом квартале 2024 года рентабельность по EBITDA составила 6,4%. Рентабельность по EBITDA увеличилась на 434 б.п. по сравнению с предыдущим годом в результате роста валовой маржи и сокращения SG&A в процентах от выручки на 272 б.п.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы
-272 б.п.
В первом квартале 2024 года коммерческие, общехозяйственные и административные расходы (до применения IFRS-16) выросли на 41,6% год к году до 38,1 млрд руб. в результате консолидации торговой сети «Монетка». При этом коммерческие, общехозяйственные и административные расходы (до применения IFRS-16) в процентах от выручки составили 18,9%, снизившись на 272 б.п. Данная динамика в основном обусловлена снижением расходов на функционирование магазинов, расходов на рекламу и расходов на персонал.
-35 б.п.
В первом квартале 2024 года расходы на оплату труда и соответствующие налоги выросли на 55,3% год к году, а в процентах от выручки снизились на 35 б.п. Такая динамика связана в основном с консолидацией «Монетки», а также с повышением производительности труда в онлайн-бизнесе.
Расходы на амортизацию в процентах от выручки снизились на 56 б.п., а расходы на аренду вросли на 14 б.п., в результате снижения доли собственных торговых площадей до 48,9% по сравнению с 64,9% в первом квартале 2023 года после консолидации торговой сети «Монетка».
Расходы на функционирование магазинов в процентах от выручки снизились на 82 б.п. год к году, в основном из-за снижения расходов на уборку на 46 б.п., расходов на ремонт и техническое обслуживание на 22 б.п. и расходов на охрану на 13 б.п.
Расходы на рекламу в первом квартале 2024 года снизились на 24,7% год к году, а прочие расходы выросли на 68,2%.
Отчёт
о движении денежных средств
-138,8%
Капитальные расходы в первом квартале 2024 года составили 4,5 млрд рублей, увеличившись на 138,8% год к году. Такая динамика главным образом связана с ростом количества открытий (в первом квартале 2024 года Компания открыла 187 новых магазинов на валовой основе по сравнению с 16 новыми магазинами в первом квартале 2023 года).
В первом квартале 2024 года прибыль Компании до налога на прибыль составил 4,6 млрд рублей по сравнению с убытком до налога на прибыль в размере 3,1 млрд рублей за первый квартал 2023 года.
За первый квартал 2024 года чистые денежные средства, использованные в операционной деятельности (до применения IFRS-16), составили 2,3 млрд рублей по сравнению с 13,6 млрд рублей за аналогичный период прошлого года. Подобная динамика стала результатом получения прибыли до налогообложения, в то время как за аналогичный период предыдущего года был зафиксирован убыток до налогообложения.
В первом квартале 2024 года чистые денежные средства, использованные в инвестиционной деятельности, выросли на 21,3% до 2,8 млрд рублей по сравнению с 2,3 млрд рублей в первом квартале 2023 года.
Чистые денежные средства, использованные в финансовой деятельности, за первый квартал 2024 года составили 6,0 млрд рублей по сравнению с 2,0 млрд рублей, использованными в финансовой деятельности в первом квартале 2023 года.
Свободный
денежный поток за первый квартал 2024 года был отрицательным и составил 5,1 млрд рублей,
отток денежных средств уменьшился на 10,8 млрд рублей по сравнению с первым
кварталом 2023 года из-за снижения чистых денежных средств, использованных в
операционной деятельности.
2,3x
Денежные средства «Ленты» на конец первого квартала 2024 года составили 33,4 млрд рублей. По состоянию на 31 марта 2024 года общий долг составил 133,9 млрд рублей, снизившись на 4,3% относительно 31 декабря 2023 года. Чистый долг (до применения IFRS-16) увеличился относительно 31 декабря 2023 года на 5,1 млрд рублей и составил 100,5 млрд рублей.
По всем долговым обязательствам Компании установлен фиксированный процент, и они полностью номинированы в рублях, что соответствует структуре доходов. Средневзвешенная эффективная процентная ставка по кредитному портфелю компании за последние 12 месяцев, закончившихся 31 марта 2024 года, составила 10,2% по сравнению с 7,7% за период в 12 месяцев, закончившийся 31 марта 2023 года.
Отношение чистого долга «Ленты» к EBITDA за последние 12 месяцев составило 2,3х по состоянию на 31 марта 2024 года против 2,8х по состоянию на 31 декабря 2023 года.