Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
95 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Тренды цифровизации МСБ. Эффекты автоматизации и цифровизации

В последние 16 лет, сразу после первого кризиса на рынке в 2008 году, на многих площадках, кон-ференция, кругах власти только и идёт речь, что малый и средний бизнес должны пройти цифровизацию.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Реальность после ковида и мобилизации ещё сильнее подстегнула запрос на необходимость использования автоматизированных решений в самых различных сферах бизнеса.


Наибольшее внимание в настоящее время привлекают возможности «искусственного интеллекта». Не зря руководитель OpenAI Сэм Альтман заявил в своём блоге, что через несколько тысяч лет появится уже некий сверхразум. Гендиректор OpenAI уверен, что в какой-то момент ИИ-системы станут настолько хороши, что помогут людям создать более совершенные системы следующего поколения и добиться научного прогресса во всём мире.

Но, как всегда, речи много, а факты незаметны, либо представителям бизнеса просто непонятно как использовать те или иные решения. Поэтому неизвестно, а изменилось ли что-то за эти 16 лет или уровень цифровизации остался на «доцифровом» уровне.

Как и ранее мы обратились к нашей аудитории и экспертам рынка из различных сфер, чтобы узнать ответы на три волнующих нас вопроса:

  1. Насколько выросло использование ИИ в МСБ?
  2. Разрабатывают ли компании свои алгоритмы, либо пользуются сторонними ресурсами?
  3. Может ли бизнес повысить свою конкурентоспособность при использовании ИИ?

Насколько выросло использование ИИ в МСБ?

На взгляд Елизаветы Лавровой, генерального директора ООО «Трипитака», «...использование ИИ в МСБ, а особенно в малом бизнесе, только начинается. Согласно циклу зрелости Gartner (Hype cycle), основные направления ИИ еще не вышли на плато. А МСБ, как правило, начинают в полной мере использовать уже освоенные технологии (конечно, если не брать в расчет стартапы).»

Эффекты автоматизации и цифровизации зависят от сегмента экономики, к которому относится малый и средний бизнес (МСБ). В основном цифровизация МСБ касается автоматизации бухгалтерского учёта и финансовой деятельности. Это ключевой тренд, и на рынке существует множество решений, от простых до сложных, которые активно поддерживаются банками.
Сейчас совместно с ФНС идёт пилотный проект по внедрению автоматизированной системы учёта и уплаты налогов для микробизнеса на упрощённой системе налогообложения. Также предприятия, использующие активные продажи, внедряют системы автоматизации контакт-центров и CRM-системы, где используются элементы ИИ для автоматизации взаимодействия с клиентами. Кроме того, банки и специализированные агрегаторы помогают МСБ сопровождать госзакупки, предлагая полный цикл услуг от поиска тендеров до выдачи банковских гарантий. В сегменте розничной торговли через маркетплейсы также наблюдается рост автоматизации процессов, таких как аналитика, размещение товаров, механизмы рассрочки и оплаты,

— комментирует заместитель председателя правления СДМ-Банка Вячеслав Андрюшкин.

Роман Блонов, директор Proptech Solutions, напоминает, что «...в конце лета „Яндекс“ проводил исследование. По его итогам, больше трети представителей МСБ в Москве и Санкт- Петербурге используют нейросети для решения рабочих или личных задач. Среди тех, кто этого еще не делает больше половины планируют начать использовать ИИ в ближайшее время. Полагаю, что доля ИИ в работе МСБ будет продолжать расти. Сейчас увеличивается количество платформ для внедрения ИИ, что делает их доступными именно для МСБ...»

При этом, Валерия Сидоренко, генеральный директор digital-агентства «Интериум» указывает, «...что на примере digital- и PR-агентств ярче всего виден тренд на то, как применение ИИ повышает эффективность «операционки». На первом месте в секторе сегодня — применение генеративных нейросетей для текстов, картинок и других креативных материалов. Затем — инструменты ИИ-аналитики данных, поиска инфоповодов и новостей и т. п. За последние 2–3 года не осталось, пожалуй, ни одного крупного агентства на рынке, которое не использовало бы нейросети в работе, — а еще 2 года назад таких были единицы.

В конечном итоге, вопрос о том, применять или не применять ИИ, для digital-агентств напрямую связан с конкурентоспособностью: те, кто сегодня не успеет адаптировать внутренние процессы, будут вытеснены с рынка, когда новинка станет обыденностью.

Следующим шагом будет почти полная автоматизация креативных процессов. Можно предположить, что уже на горизонте ~10 лет все стандартные монотонные процедуры в агентском бизнесе будут выполнять ИИ-ассистенты: собрать и направить клиенту бриф по проекту, проанализировать данные им вопросы, составить шаблон контент-плана, написать, согласовать и разослать пресс-релиз, вставить визуал, подгрузить веб-аналитику и т. д. Само собой, для работы в таких агентствах будущего понадобятся высококвалифицированные кадры, которые — на фоне текущей нехватки сотрудников — любое продвинутое агентство готовит внутри уже сегодня. Еще лет семь-восемь назад на нашей главной отраслевой конференции Baltic Weekend мы ввели термин «пиарщик — погонщик роботов», с тех пор и ставим роботов на службу отрасли)."

Однако точную цифру использования ИИ сказать сложно, особенно если оценивать малый бизнес. Если же говорить о представителях среднего бизнеса, то по наблюдениям Максима Антонова, архитектора группы ИТ-компаний TeamIdea, уже около трети таких предприятий активно работают с ИИ.

«... в использовании ИИ малым и средним бизнесом есть некоторая специфика. Такие компании не применяют искусственный интеллект для автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, сегментирования клиентов или чего-то подобного. В основном они используют нейросети, натренированные на типовые задачи, которые подходят почти всем. И причина кроется в финансовых ограничениях. Чтобы внедрить в работу ИИ для мониторинга, оптимизации бизнес-процессов, затрат, для предсказания каких-то сложных вещей, нужно его обучать на собственных данных. А для это этого необходимы накопленные годами данные, дорогие специалисты и вычислительные ресурсы. Всем этим располагают только крупные компании. Большинство представителей МСБ финансово может себе позволить лишь нейросети в открытом доступе. Если и требуется дообучение таких сетей, то достаточно немного их „подтюнить“ — это недорого».

В 2023 году 84% компаний в мире и работали над внедрением AI/ML решений или считали это своим главным приоритетом. ML-модель рассчитывает стоимость исходя из срока годности, цен конкурентов, истории продаж, нынешнего спроса на товар, объема закупок и других факторов. В результате компания может поставить подходящую цену, самую оптимальную по ряду параметров.

Алина Рожина, руководитель проектов развития бизнеса компании Directum дополняет Максима:

"...компьютерное зрение, анализ документов, анализ поведенческих паттернов, выполнение действий за человека и др. пока для небольшого бизнеса слишком дороги, не окупятся, так как: · нет большого объема документов; · нет сложных процессов и регламентов; · цена не равно ценность.

Таким образом, по мнению экспертов, ситуация коренным образом не поменялась и идёт тем же путём, что и часть рынка в виде маркетинговых и рекламных услуг. Интересные проекты и возможности Adtech и Martech есть, но они дорогостоящи и требует высокопрофессионального персонала. Поэтому МСБ, в основном, использует стандартные решения, либо редкие узкотематические сервисы, которые «закрывают собой» те или иные задачи.

Например, коллекторы внедрили ИИ для сбора долгов. Робот-оператор и речевая аналитика позволили в два раза оптимизировать работу колл-центра. Стартап Gen AI Harvey заявил о создании ИИ-системы для юристов и специального инструмента для оценки качества работы таких систем — бенчмарк BigLaw Bench.

2. Разрабатывают ли компании свои алгоритмы, либо пользуются сторонними ресурсами?

Как указали выше эксперты и представители бизнеса, самостоятельная разработка проектов для ИИ и близких сегментов является дорогостоящим удовольствием.

Большинство МСБ предпочитают пользоваться сторонними ресурсами, так как разработка собственных решений обходится дорого. Чаще приобретаются готовые («коробочные») решения, которые потом кастомизируются под нужды бизнеса. Это экономически более целесообразно для МСБ,

— комментирует заместитель председателя правления СДМ-Банка Вячеслав Андрюшкин.

«Исключение — компании, работающие в сфере разработки новых технологий искусственного интеллекта или предлагающие услуги на базе собственных алгоритмов. Например, компания, предоставляющая услуги по контролю качества предоставляемых услуг в сфере сервиса, разрабатывает собственные алгоритмы определения соблюдения регламентов», — дополняет ведущий инженер Proscom Денис Беляев.

Однако, по мнению Алины Рожиной, ситуация меняется достаточно быстро. AI-сервисы плотно вплетаются в привычные задачи крупных и средних компаний. С популярностью приходят распространенность, а с распространенностью — демократизация стоимости программных продуктов на безе ИИ. Думаю, через пару лет все возможности интеллекта будут МСП «по карману»".

3. Может ли бизнес повысить свою конкурентоспособность при использовании ИИ?

Роман Блонов, директор Proptech Solutions, говорит, что конкурентоспособность может вырасти значительно. А также бизнес может укрепить и сохранить свои высокие позиции на рынке. ИИ помогает повысить эффективность и способность оперативного реагирования на изменения, анализировать большие объемы данных, автоматизировать рутинные задачи, персонализировать запросы. ИИ помогает освободить время для решения более важных стратегических задач, индивидуализировать потребности и боли клиента, улучшить предложения для него. ИИ может предсказывать будущие тренды и эффективность маркетинга, спрогнозировать спрос на товары или услуги.

Максим Антонов, архитектор группы ИТ-компаний TeamIdea дополняет Романа: «Члены команды компании могут за тот же самый промежуток времени выполнить больше задач, чем без использования ИИ. Либо они могут доверить нейросетям определенные задачи, а свое внимание направить на решение более сложных вопросов. Также ИИ помогает экономить бюджеты, например, на те же зарплаты сотрудников — не нужно нанимать отдельного человека для написания маркетинговых текстов. ИИ выдает вполне релевантный результат, его достаточно лишь „причесать“, подогнать под задачи компании. Плюс ко всему искусственный интеллект помогает повысить качество услуг. К примеру, использование ботов для общения с клиентами позволяет быстро обрабатывать запросы, отвечать на вопросы. Все это помогает обойти конкурентов, выгодно выделиться на рынке.»

Однако, как считает Вячеслав Андрюшкин, влияние ИИ на МСБ не стоит переоценивать — проникновение таких технологий в этот сегмент пока ограничено, и не всегда их применение экономически оправдано.

На мой взгляд, сейчас самое время для МСБ начать как минимум пробовать ИИ в действии, но при этом не стоит считать, что это решит все проблемы. ИИ — это еще один из инструментов, который позволит увеличить эффективность бизнеса и повысить качество услуг,

— подытоживает Елизавета Лаврова

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем