Как выбрать финансового директора для роста бизнеса
Эта статья — конспект вебинара с Сергеем Колусевым в онлайн-школе финансовых директоров «Мастер CFO».
Кто такой финансовый директор
Финансовый директор (CFO) — это должностное лицо, которое отвечает за разработку и функционирование системы финансового учёта, обеспечивающей достижение целей бизнеса. CFO подчиняется генеральному директору, а иногда напрямую собственнику. Это правая рука руководства, которая помогает ему управлять предприятием. Финдир играет ключевую роль в реализации финансовой стратегии и влияет на деятельность организации в целом.
Иногда роль финансового директора берёт на себя главный бухгалтер. Но это не даёт ожидаемых результатов, потому что бухгалтер разбирается в финансовой сфере лишь поверхностно. Бухгалтерия — больше операционная сфера, главная цель которой — отчитаться перед контролирующими органами и пройти налоговые проверки. Погружаться в управление финансами бухгалтер не будет. А CFO — это управленец, он помогает строить и реализовывать стратегию вашей компании. Лучше найти подходящего кандидата на аутсорсе или принять в штат, чтобы оптимизировать работу, чем нагружать бухгалтера дополнительными задачами.
Чем не должен заниматься финансовый директор
Грамотный финансист в полной мере выполняет свои функции, когда на него не накладывают другие непрофильные обязанности. Посмотрим на примерах, какие задачи не должен делать CFO.
- Не ведёт бухгалтерский учёт и не готовит обязательную отчётность. Такое встречается на небольших предприятиях. Однако со временем возникает потребность в полноценном финдире, который обладает необходимой квалификацией, знаниями в области финучёта и не занимается операционкой..
«Поначалу в Финтабло управленческий учёт вёл генеральный директор. Это был 2020 год, и учёт включал в себя только Отчёт о движении денежных средств. Чуть позже наняли главного бухгалтера, а ещё через год ему передали полномочия по финансовому учёту. К сентябрю 2021 года поняли, что один специалист не справляется с разноплановыми задачами. Наняли в помощь финансового менеджера.
Бизнес рос, и через три года поняли, что не обойтись без полноценного финансового директора, который будет отвечать только за одно направление. Это самый эффективный вариант».
- Не собирает первичные данные и не делает таблицы собственными руками. Рутинные задачи выполняют специалисты финансовой службы. Каждый день они вносят первичку, следят за движением денег, счетами и сроками оплаты в Платёжном календаре, формируют отчёты. Финдир задаёт курс, контролирует этот процесс и обеспечивает принятие руководством правильных решений.
- Не принимает управленческие решения самостоятельно. Управлять бизнесом — задача руководства. CFO доводит до него информацию о состоянии фирмы, предлагает свои пути решения проблем и обосновывает их.
Роль и функции финансового директора
Финдиректор отвечает за систему финансового учёта. Он её выстраивает и организует работу центров финансовой ответственности (ЦФО).
Результатов функционирования финансовой системы два:
- достигнуты цели по финансовому результату: фактические доходы и расходы соответствуют плановым значениям;
- предприятие в финансовой безопасности.
Несмотря на то, что финдир руководит только своей службой, он влияет на всю организацию. Коммерческий блок реализует решения финдира напрямую, а все остальные подразделения — косвенно через бюджеты.
Функции CFO можно разделить на три направления: анализ, планирование и контроль. Посмотрим, что входит в каждое и какие конкретно задачи должен выполнять специалист в роли финансового директора.
Анализ
Анализирует управленческую отчётность: Баланс, Отчёт о прибылях и убытках, Отчёт о движении денежных средств. На основе этих данных оценивает:
- эффективность управления активами, источниками их финансирования, затратами;
- продолжительность производственного, операционного и финансового циклов;
- ликвидность и финансовую устойчивость предприятия;
- оборачиваемость;
- риски.
На основе анализа предлагает корректирующие меры для минимизации рисков кассовых разрывов, сокращения затрат и оптимизации процессов. Сервис автоматизации учёта облегчает и ускоряет работу, повышая достоверность финансовой отчётности, точность рекомендаций для вашей компании, а также решений на основе этих рекомендаций.
Прогноз и планирование
CFO — это стратег, который через свои инструменты влияет на рентабельность предприятия. Для этого ему нужно знать слабые и сильные стороны компании и цели, которые перед ней стоят.
- Участвует в разработке стратегии предприятия, опираясь на тренды из отчётов, внешние факторы и свои экспертные знания. Определяет узкие места и точки роста для бизнеса.
- Составляет финансовые модели, чтобы оценить риски и вероятность достижения целей компании. Например, когда владелец планирует открыть новое направление, сначала составляют финансовую модель — на бумаге проигрывают сценарии развития событий, определяют риски и способы управления ими. Если компания по расчётам справляется, то можно начинать изменения.
- Управляет финансовыми потоками. Организует разработку бюджетов, чтобы обеспечить текущую ликвидность предприятия, достижение целей по прибыли и привлекательность для инвесторов. Какие бывают бюджеты и как их составлять, рассказали в статье.
Финдир позволяет собственникам оценить перспективы и как бы заглянуть в будущее. Только так можно понять, насколько верным будет текущее решение.
Контроль
Постоянный мониторинг и моментальная реакция на отклонения играют ключевую роль в достижении целей бизнеса. Если оценивать показатели только по итогам месяца, можно упустить время для принятия решений и опоздать с корректировками.
- CFO обеспечивает своевременную подготовку отчётности. Он сам не составляет таблицы, но организует работу подчинённых сотрудников. Современные технологии и специальные программы ускоряют проведение операций, сбор и обработку данных. Не нужно выполнять сложные расчёты, а данные доступны в любой день.
- Следит за выполнением планов предприятия. Контролирует расходы и выручку, а при выявлении отклонений выносит предложения по корректировке.
- Оперативно доводит информацию о состоянии компании до руководства, обозначает риски, которые могут реализоваться, текущие проблемы и даёт рекомендации по улучшению ситуации.
Все эти функции финдир выполняет ради одной цели — увеличить прибыль предприятия. Опираясь на цифры, опыт работы и используя свои экспертные знания, он предлагает разные стратегии роста и контролирует их выполнение.
Правильно рассчитать прибыль поможет наш чек-лист. В нём рассказываем, как в этом собственнику помогает Отчёт о прибылях и убытках и делимся полезными ссылками по теме.
Как выбрать финансового директора
CFO — это руководитель, а потому он должен быть лидером. Только лидер может создать что-то новое, например, построить финансовую систему, и привести бизнес в целевое состояние.
«Сначала нужно разработать портрет человека, которого вы хотите нанять. Он составляется под задачи, которые ему предстоит выполнять.
Я не верю, что человека можно мотивировать, поэтому выбирать нужно из числа самомотивированных людей. Иначе вам придётся постоянно вливать в них энергию, тратить на это свои силы и ресурсы организации».
Выявить самомотивированных кандидатов можно, если провести оценку по четырём составляющим.
- Ценности. В Финтабло, к примеру, пять ценностей: клиентоцентричность, команда, беспредельное мастерство, совесть и созидание. Специалисты по подбору проводят скрининг каждого кандидата, и если есть совпадение, то нанимают его на работу.
- Soft skills. Гибкие навыки развиваются очень долго, поэтому требуют особого внимания до найма финансового директора. Их следует обозначить в описании вакансии, а потом проанализировать в ходе интервью кандидата.
- Интеллект. У кандидата должен быть необходимый уровень интеллекта для выполнения работы. Используйте специальные тесты и просто пообщайтесь с кандидатом на разные темы.
- Hard skills. Профессиональные знания можно получить быстро, поэтому они на последнем месте. Главное, чтобы человек стремился к развитию. Учитывайте опыт соискателя на аналогичных предприятиях. Оценить текущий уровень помогут релевантные вопросы и тестовые задания в виде кейсов: как составить финансовую модель, как посчитать прибыль при определённых условиях и т. д. Ответы должны быть чёткими и обоснованными.
Дальше нового сотрудника нужно адаптировать и поместить в правильную среду для роста. Как это сделать, рассказали в блоге Финтабло.