Как эффектно выступать и эффективно презентовать
Пролог
На этой неделе в Петербурге состоялись еще две встречи "Свободного микрофона", на которых мы учились эффектно выступать и эффективно презентовать.
Но вместо очередного бесполезного репортажа, я решил подготовить полезную публикацию.
Итак, еще одна статья о том, каким образом донести свою идею до потенциального инвестора, партнера или клиента.
Всему свое место
Я привык выделять три вида презентаций:
- Презентацию идеи
- Презентацию продукта
- И презентацию решения
Выбор конкретного формата продиктован условиями, в которых вы находитесь. Знакомясь в лифте, логично поделиться идеей, на специально организованной встрече можно рассказывать о функциональных особенностях продукта, если вы смогли заинтересовать собеседника, проанализировали его потребности и готовы делать коммерческое предложение — подготовьте презентацию решения.
Презентация идеи
Поскольку время выступлений на наших встречах ограничено пятью минутами и большинство зрителей слышат о представляемых проектах впервые, логично будет привести сценарий презентации первого формата.Тизер для инвестора
Но рассказать о своей идее, даже в соответствии с самым лучшим сценарием, недостаточно. Хорошо бы оставить собеседнику тизер.
Google Translate переводит слово "teaser" как "задира", "любитель подразнить", а Википедия объясняет, что тизер — это рекламное сообщение, построенное как загадка, которое содержит часть информации о продукте, но при этом сам товар не демонстрируется.
Представитель Фонда Развития Интернет Инициатив в Петербурге Дарья Кист подразумевает под тизером документ, подготовленный на одной странице и преследующий цель — заинтересовать и вывести потенциального инвестора на последующее общение.
Приведу несколько озвученных Дарьей рекомендаций.
Из тизера должно быть понятно:
- Какую проблему и как решает бизнес
- Какая его текущая ситуация
- Какие горизонты роста
- Почему обещания состоятся
- Кто в команде
- Сколько надо инвестиций и для чего
Тизер может состоять из следующих разделов:
- Логотип или название
- Описание компании
- Проблема
- Клиент
- Решение
- Рынок
- Как работает бизнес (use case)
- Модель монетизации
- Конкуренты
- План развития по продукту и по финансам
- Команда
- Контакты
Вредные советы выступающим
Я бы мог рассказать вам о том, как решать несуществующие проблемы, постоянно находить миллиардные рынки или делать проекты "не имеющие аналогов в мире".
Я бы научил выбирать яркий фон или маленький шрифт, зачитывать слайды или молчать, чтобы могли читать зрители.
Но я дам советы несколько другого плана. Кстати, их подсказали мне вы, дорогие участники "Свободного микрофона":
- Побольше говорите о себе. Зрителям очень интересны малейшие подробности вашей жизни, иначе зачем они здесь собрались?
- Постоянно просите прощения. За то, что плохо подготовились, затянули время, да мало ли за что. Пусть излучает уверенность кто-нибудь другой, ведь скромность украшает стартапера.
- Предупреждайте о скучных слайдах. Даже если услышите глупые вопросы о том, зачем вы выступаете с темой, которая вас не вдохновляет.
- Не позволяйте задавать вопросы по ходу презентации. Вы пришли говорить, а не слушать, в самом деле.
- Не вздумайте говорить о своих потребностях. Кому надо, тот догадается, что бы вы хотели от него получить.
Эпилог
Каждую среду в 19:00, мы проводим в Петербург "Свободный микрофон" — место, где вас услышат, время, когда вам помогут.
И как бы эффектно вы не выступали на публике и какие бы эффективные тизеры не готовили, день, когда человек перестает учиться — это день, когда он начинает умирать.
Так что приходите. Тем более, что на следующей неделе у нас в гостях Антон Носик.