Замена западного ПО как шанс для совершенствования
Отказаться от западного софта потребовал эксплуатант системы
Компания «Протон» разработала и внедрила цифровую платформу GANDIVA, предназначенную для управления вспомогательными и обеспечивающими бизнес-процессами, более 10 лет назад.
Цифровая платформа объединяет в себе сразу пять интегрированных друг с другом и 1С инструментов:
— «Единое окно коммуникаций»;
— «Электронный документооборот»;
— Service Desk;
— Task Tracker;
— «Управление проектами».
Это достаточно объемный цифровой продукт, содержащий более миллиона строк программного кода. В него до недавнего времени были интегрированы СУБД Microsoft SQL Server, Windows Server™, ОС Windows, Microsoft Office System (где формировались отчеты) и Apple Push Notification с Service iOS (для отправки Push-сообщений в мобильном приложении системы).
ИТ-платформой GANDIVA пользуются порядка тридцати российских компаний. Изначально же она разрабатывалась для ГК «Агат» — это один из крупнейших российских автодилеров, имеющий более 60 автосалонов в 19 городах страны. ГК «Агат» с 2014 года проводит последовательную политику по переходу с западного проприетарного софта на Свободное программное обеспечение. К настоящему времени уже более 2 700 из 3 500 рабочих мест сотрудников компании переведены с Windows на Linux. В 2018 году ГК «Агат» потребовала от своего ИТ-подрядчика — компании «Протон» — перевести на Свободное ПО и платформу «Гандива». Одновременно разработчикам поставили задачу значительно расширить функционал GANDIVA: интегрировать в нее собственный чат с ботом, увеличить количество отчетов и прочее.
Трудоемкость импортозамещения оказалась выше прогнозируемой
В то время мы взялись за работу, не представляя, какой объем задач нам предстоит решить«, — вспоминает руководитель команды разработчиков (teamlead) компании «Протон» Андрей Олейник. И наиболее сложными оказались проблемы, не связанные с импортозамещением ПО и расширением функционала цифровой платформы.
GANDIVA изначально разрабатывалась лишь для решения точечных задач, но её функционал постепенно расширялся. Система многократно переделывалась: изначально она была написана в десктопном варианте — позже появилась ее мобильная версия; cначала она располагалась исключительно на серверах компании-заказчика — затем было разработано облачное решение... При этом значительная часть изменений никак не документировалась — разработчики решали сиюминутные задачи заказчика. Главным было, чтобы всё работало. В итоге, через десять лет беспрерывных улучшений даже создатели не знали точно, как устроен их продукт.
Это стало огромной проблемой при переносе системы с Windows на Linux и с Microsoft SQL на PostgreSQL. «Нам пришлось проделать огромную работу, чтобы все проанализировать и задокументировать, — рассказывает руководитель продуктового направления ООО „Протон“ Елизавета Малахина, — без этого нечего было и думать о замене софта». В системе было выявлено огромное legacy-наследие в виде элементов устаревшего кода, переусложненных связей и т.п.". В итоге выяснилось, что систему проще не переводить на Свободное программное обеспечение, а переписать на нем заново.
К 2022 году большая часть работы была окончена, и написанная исключительно с использованием Open Source — решений GANDIVA 2.0 (с расширенным функционалом) начала эксплуатироваться в ряде подразделений ГК «Агат». Большинство же других компаний — пользователей этой системы посчитали дополнительный функционал для себя избыточным, а новую GANDIVA слишком дорогой в эксплуатации — ведь для нее требовалось на порядок больше серверных мощностей.
Без западного софта производительность системы резко возросла
Между тем, компании, столкнувшись с возникшими после введения антироссийских санкций проблемами использования западного софта, потребовали в кратчайшие сроки перевести систему на Свободное программное обеспечение. На этот раз разработчики справились задачей всего за пять месяцев. «Разумеется, за годы работы над созданием GANDIVA 2.0 с использованием Open Source наша команда сильно выросла профессионально, но не только это позволило нам так быстро реализовать проект, — утверждает Андрей Олейник. — Главной причиной успеха я считаю то, что на предыдущем этапе была проделана огромная работа по анализу и документации кода».
В итоге производительность переведенной на Свободное программное обеспечение GANDIVA увеличилась в несколько раз, что Андрей Олейник объясняет не столько сменой платформы, сколько с удалением legacy-наследия и исправлением ошибок. При этом в платформу внесены существенные улучшения. Само решение стало дешевле — как за счет снижения требований к аппаратному обеспечению, так и благодаря отказу от оплаты лицензий на западный проприетарный софт. Увеличилось количество формируемых отчетов. В системе появились исчерпывающие инструкции не только для пользователей, но и для ИТ-специалистов. Кроме того, в новую версию GANDIVA внедрён новый функционал, автоматизирован процесс развертывания обновлений, а в ближайшем будущем появится возможность автоматического развертывания всей системы пользователями без участия специалистов «Протон». Это открывает перед компанией новые рыночные ниши. В настоящее время «Гандивой» пользуются, в основном, крупные компании, такие, как как ГК «Агат», Иркутская нефтяная компания или федеральная сеть аптек «МАКСАВИТ», которые заказывают работы по ее внедрению разработчику. В скором времени появится её «коробочная» версия, которую малые и средние предприятия смогут разворачивать у себя самостоятельно.
Уроки импортозамещения
Проблема исключения элементов западного проприетарного софта из корпоративного программного обеспечения в настоящее время стоит перед многими российскими компаниями. Какие уроки они могут извлечь из опыта перевода GANDIVA на Свободное программное обеспечение?
Прежде всего, утверждает Андрей Олейник, чем раньше этим заняться, тем лучше: «Не верьте зарубежным вендорам, они могут „отключить рубильник“ в любой момент, и вы останетесь без привычных инструментов, а трудоемкость предстоящих проектов может оказаться существенно выше ожидаемой».
Существенной частью работы при разработке любого решения является стандартизация кода, и эту часть работы айтишники обычно не любят, а часто не и выполняют. «Хаос никому не нравится, но, к сожалению, большинство команд, и не только в России, мало придерживаются стандартов. В результате позже тратится очень много времени и ресурсов, чтобы понять: что, как, почему именно так устроено, и почему не работает теперь?» — говорит г-н Олейник.
А потому работу по документации и стандартизации необходимо начинать прямо сейчас даже в том случае, если перед вами ещё не поставлена задача отказа от зарубежного программного обеспечения.