Главное Авторские колонки Вакансии Образование
379 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Работа с открытым кодом – проверка на ценность для айтишника

В ИТ-сфере нельзя стать профессионалом, не поработав с открытым программным обеспечением. Использование Свободного ПО – это та лакмусовая бумажка, благодаря которой проявляется зрелость ИТ-специалистов и ИТ-компаний.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Игорь Иванов, директор по технологиям ГК «Агат», научный руководитель компании «Протон». В 2022 году вошел в рейтинг «ТОП-100 ИТ-лидеров» Global CIO

«Черный ящик» vs открытая «кухня»

Патентованный проприетарный софт — это всегда «черный ящик», никогда не знаешь, как там внутри все устроено. Алгоритмы работы ПО снаружи не ясны. Его сильные и слабые стороны не очевидны. Эффективность выбора программного продукта под вопросом. Единственное, что можно сделать с таким софтом — установить, а потом обращаться с ним как обычный пользователь.

Работа с открытым исходным кодом совершенно другая. Его внутренняя «кухня» доступна для изучения. И если что-то здесь сделано хорошо, воспользоваться удачными решениями коллег для доработки своих продуктов никому не запрещается. Если что-то сделано плохо — можно исправить недочет, тем самым увеличив эффективность открытого ПО и внеся личный вклад в его создание.

Вот один пример из практики. Пару лет назад мы реализовывали для заказчика крупный проект — переводили 1С с коммерческого (Microsoft SQL Server) на открытый софт (PostgreSQL). Вначале возникли нестыковки — некоторые команды не срабатывали, поскольку были выполнены некорректно. Патентованный софт эти ошибки пропускал, а открытый — нет. Когда мы все исправили, программа «1С» стала функционировать лучше, чем на Microsoft SQL и с меньшей нагрузкой на серверы. То есть открытое ПО подтолкнуло нас восполнить те пробелы, которые были пропущены при разработке продукта.

А потому, если ИТ-специалист умеет работать с открытым ПО, это означает, что он непрерывно наращивает мастерство и раскрывает свой потенциал: изучает исходный код, предлагает улучшения, ошибается и снова пробует. А когда нужное решение находится, делится им с ИТ-сообществом, тем самым оказываясь причастным к технологическому прогрессу.

На основе проприетарного софта так развиваться не получится. Здесь — лишь работа по инструкции, которую надо выполнить от первого до последнего пункта. По сути, сотрудник так и остается на уровне начинающего специалиста.

От идеологии продукта к идеологии отношений

Открытое ПО позволило нам выстроить открытые взаимоотношения в коллективе. В компании «Протон» собрана группа единомышленников, и мы стараемся не принимать на работу людей, не стремящихся расти профессионально. Обычно этот рост происходит так.

Молодой специалист приходит в компанию на первую линию техподдержки, где много простых задач по решению проблем пользователей (в том числе по открытому ПО). В дополнение к основному функционалу работник определяет для себя специализацию, по которой намерен развиваться. Можно выбрать, например, из таких направлений: программирование 1С, администрирование серверного оборудования и развитие серверных технологий, сетевое оборудование и сетевые технологии, системы видеонаблюдения и телефонии.

За новичком закрепляется наставник, который помимо прочего выдает задания по выбранной специализации. А система мотивации работника выстраивается так, что в ней учитываются в том числе показатели, связанные с решением специализированных задач. То есть, человек получает не только дополнительную оплату, но и необходимые условия для профессионального роста. Впоследствии можно перейти с первой линии техподдержки на вторую, потом на третью и дальше по карьерной лестнице.

Для нас принцип прозрачности и открытости при взаимоотношениях в коллективе проявляется в увязке результата труда с его оплатой. Если специалист умеет (или с готовностью учится) реализовывать проекты на основе свободного ПО — он ценный сотрудник. А те, кто не хочет профессионально расти, у нас не задерживаются. Система мотивации способствует этому.

Экономия и производительность как результат

Чтобы проиллюстрировать, как работает наша команда с открытым софтом и что в итоге получается, приведу еще несколько примеров.

Несколько лет назад мы разработали систему управления персоналом бэк-офиса GANDIVA, которая успешно используется в десятках крупных и средних отечественных компаний. Сюда встроено сразу несколько управленческих инструментов, позволяющих заметно снижать затраты предприятия. У одного из крупнейших наших заказчиков — ГК «Агат» (входит в число ведущих автодилеров России и располагает дилерскими центрами в 16 городах страны) — мы перевели более 1 500 рабочих мест с ОС Windows на ОС Linux и заменили проприетарное ПО (Microsoft SQL Server) на открытое (PostgreSQL). При этом производительность ИТ-системы заказчика увеличилась. Впоследствии он с нашей помощью практически полностью отказался от проприетарного софта, из-за чего ежегодная экономия на лицензионных платежах составила десятки миллионов рублей.

Другой проект — организация видеоконференцсвязи предприятия на основе открытого ПО Jitsi Meet и его интеграция с 1С. Благодаря этому решению заказчик смог централизовать высококвалифицированных специалистов в одной точке и существенно уменьшить затраты на персонал, повысив при этом качество услуг. А с помощью интеграции 1С и открытого ПО для телефонии Asterisk резко выросла результативность работы телефонного контакт-центра еще одного заказчика.

Главное — донести до общества, что альтернатива есть

У открытого софта сегодня есть огромный потенциал для более активного использования в нашей стране. Но чтобы этот потенциал реализовался, потребуется фундаментально изменить отношение к этим продуктам. И начинать надо с системы образования.

Зависимость от патентованного ПО формируется с самого детства. В садиках уже пользуются гаджетами с проприетарным софтом, он же используется в учебном процессе в школе, его же изучают в вузах. Так ИТ-корпорации исподволь формируют спрос на свои продукты, буквально навязывая их пользователям и создавая у них убежденность в отсутствии выбора.

А нужно, чтобы человек с детства понимал: альтернатива есть. И на основе собственного пользовательского опыта делал вывод, что продукты Microsoft, Google и им подобных — не единственные и даже не самые лучшие. Тогда люди смогут действительно свободно и осознанно выбирать.

Без этого поворот в сторону открытого ПО происходит слишком медленно. Мы, к примеру, долго не могли запустить для одного из заказчиков рабочее место кассира на ОС Linux. Нужно было интегрироваться со считывателем банковских карт Сбербанка, а тот открытого ПО не признавал. Сейчас Сбербанк разработал необходимые драйверы, и интеграция благополучно завершилась. Но сколько еще таких препятствий появится на пути Свободного ПО?! И все же, тенденция по более активному использованию открытого софта заметна во всем, в том числе в действиях и намерениях госструктур. К таким переменам нас всех подталкивает сама жизнь.

+3
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем