Главное Авторские колонки Вакансии Образование
782 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Какие регионы перспективны для развития ритейла?

Центр пространственных исследований, работающий 15 лет на рынке геомаркетинговых услуг, традиционно проанализировал и обновил некоторые географические тренды экспансии ритейла в РФ. Первое исследование было проведено в 2015 году. Сегодня совместно с Retail.Ru мы представляем вашему вниманию небольшой анализ второго актуального исследования для понимания общих географических трендов развитости торговой розницы в регионах.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

В рамках исследования перспективных регионов РФ для развития розничных торговых сетей все субъекты были проанализированы на предмет двух составляющих:

  • Сводный индекс развитости
  • Емкость рынка

При определении Сводного индекса изучались 4 показателя:

  1. Уровень жизни — соотношение зарплат и прожиточного минимума.
  2. Плотность населения на кв.км.
  3. Доля торговых сетей в общем объеме розничной торговли (ОРТ).
  4. Наличие логистических узлов в регионе.

Порядок и структура лидеров слегка изменились, возможно, за счет иного способа расчета показателя (доходы в 2014, зарплаты в 2018), однако на верхнем уровне можно сказать, что лидерами по уровню жизни являются две столицы, ЯНАО и дальний восток.

Top-5 по уровню жизни (2018)

  1. Ямало-Ненецкий автономный округ
  2. Сахалинская область
  3. Санкт-Петербург
  4. Москва
  5. Чукотский автономный округ

Top-5 по уровню жизни (2015)

  1. Москва
  2. Ямало-Ненецкий автономный округ
  3. Санкт-Петербург
  4. Республика Татарстан
  5. Ненецкий автономный округ

Структура субъектов-лидеров по плотность населения поменялась лишь за счет появления города федерального значения Севастополь. При этом, как и прежде Москва и Питер — самые густо населенные города РФ.

Top-5 по плотности населения (2018)

  1. Москва
  2. Санкт-Петербург
  3. Севастополь
  4. Московская область
  5. Республика Ингушетия

Top-5 по плотности населения (2015)

  1. Москва
  2. Санкт-Петербург
  3. Московская область
  4. Республика Ингушетия
  5. Республика Северная Осетия — Алания

СПб и Ленинградская область до сих пор остаются в пятерке лидеров по доле торговых сетей в общем обороте розничной торговле, при этом остальной состав топ 5 субъектов по этому показателю поменялся:

К субъектам, в которых расположены, логистические узлы добавились два региона — Татарстан и Крым.

На основе выше перечисленных показателей был выведен сводный индекс развитости регионов. В пятерку лидеров в этом году все также фигурируют Москва, СПб и Татарстан, а также добавились ЯНАО и ненецкий АО.

Емкость рынка или суммарные денежные средства населения — второй показатель для определения перспективных регионов. За несколько лет пятерка лидеров не изменилась, поэтому ниже представлена информация только на 2017-2018 год. Ожидаемо, наибольшая емкость рынка у субъектов с наибольшей численностью населения.

В 2015 лидеры те же и в том же порядке.

На основе сводного индекса развитости региона и емкости рынка в нем, были выведены наиболее перспективные регионы:

Таким образом, наиболее перспективными регионами с точки зрения розничной торговли в 2017–2018г. стали преимущественно крупные регионы западной, южной и средней частей России.

В целом список перспективных регионов за несколько лет изменился незначительно: на смену Московской области и Дагестану пришли два субъекта из сибирского федерального округа — Иркутская и Кемеровская области. В остальном, лидеры остались прежними, однако уже визуально на карте можно увидеть небольшую тенденцию к постепенному смещению в сторону средней части России (как раз за счет Кемеровской и Иркутской областей).

За эти годы наблюдалась борьба лидеров рынка в сегменте FMCG, наблюдалась консолидация игроков, есть заметные M&A сделки за эти годы, в том числе и в сегменте DIY, — отмечает генеральный директор Центра пространственных исследований, Денис Струков, — в сегментах non- food влияние e-commerce усиливается, а платежеспособность населения, хоть и неравномерно, но снизилась. В итоге, на наш взгляд, в краткосрочной перспективе будет наблюдаться замедление темпов органического роста торговых точек Центральной части России, однако, исходя из особенностей развития регионов России, географической инерционности, в ближайшие годы продолжится экспансия ритейла на юг и восток. Это заметно по нашим запросам по оценке локации.

Еще один позитивный тренд для роста в регионах — это поддержка малого предпринимательства со стороны государства, что заставляет многих ритейлеров рассматривать или даже вернуться к франчайзинговым схемам развития. Крупным ритейлерам в долгосрочной перспективе, следует тщательно взвешивать стратегию выбора экспансии между этими регионами: рискованный, но привлекательный Крым, который стал ближе к России или Дальний Восток, который ближе к Китаю? А, может, ритейлеры построят стратегии по развитию в страны СНГ и дальнего зарубежья, а Дальний Восток и Юг России так и останется самобытным, насыщенным, в основном местными игроками? Что выберут лидеры российской торговой розницы — поживем, увидим.

Исследование не является полным и не учитывает многих факторов и данных. Более подробный и вдумчивый анализ может улучшить динамику и более конкретизировать географические тренды по муниципальным образованиям РФ, понять специфику территорий, населения, использовать также и новые данные и знания о целевой аудитории от качественно новых источников, в т. ч. Big Data, которые формируются на рынке.

Кроме того, следует принимать во внимание, что компании, использующие платформы класса ERP, BI, CRM, в том числе, на базе программных продуктов 1С, могут самостоятельно проводить подобного рода анализ на базе собственной аналитики и внешней геоаналитики api.geointellect, которая интегрируется с ПО семейства 1С.

Скачать результаты исследования в инфографике можно по ссылке.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы оставаться в курсе новостей геоаналитики.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем