Корпоративная сеть: 20 советов, как снизить операционные издержки
1. Правильно формулируйте задачи
Самая распространенная ошибка – когда собственники компаний принимают решения по поводу организации сетей и инфраструктуры, исходя из собственных поверхностных представлений, а не из конкретных и продуманных потребностей фирмы, — рассказывает ИТ-консультант Back Bay Networks IT Consulting Якоб Ланг.
Снять многие проблемы можно, обратившись к грамотному консультанту. Причем нередко совет можно получить бесплатно. Часто консалтинговые компании нейтральны, не заинтересованы в том, чтобы навязывать ненужные услуги. Им выгоднее, если на руках у клиента окажется вся полнота информации для адекватного выбора.
Внешняя помощь особенно важна в моменты быстрого роста, когда у компании нет времени беспристрастно оценить достоинства и недостатки действующей сети, понять, как ее масштабировать.
Вот три вопроса, которые помогут найти суть проблемы:
- Какое приложение или хостинг оказывает наибольшую нагрузку на сеть?
- Важные для работы приложения в этом списке располагаются выше тех, наличие которых не так критично?
- В какой момент времени эти приложения перегружают сеть?
2. Избавьтесь от лишних приложений и сервисов
Обычно корпоративная сеть нужна для поддержки работы приложений клиентского сервиса, — поясняет Иэн Рэй, исполнительный директор CloudOps. – Правильная настройка инструментов поддержки – гарантия лучшего коэффициента возврата инвестиций.
Ошибка возникает, когда нет строгой зависимости между тратами на организацию и поддержку сети и используемыми приложениями. Все вложения, не влияющие на улучшение работы сервисов, следует рассматривать как лишние, не приносящие пользы.
3. Не заделывайте бреши, а планируйте
Когда ваши инженеры регулярно пытаются спешно устранять сбои в сети, все ваши стратегические проекты простаивают. Это можно считать отложенными издержками. Время, которое они тратят на разговоры с провайдером – это ваши прямые текущие затраты, — говорит исполнительный директор Netenrich Радж Чекури.
Сотрудникам ИТ-отдела легко потерять концентрацию на своих непосредственных обязанностях. Задача у них такая же, как у всех, – работать ради увеличения прибыли предприятия. Задайте вопрос: вы хотите, чтобы люди в фирме тратили время на ежедневную отладку процессов, приводили их в нормальное состояние, или чтобы они трудились над улучшением показателей? Если второй вариант – тогда планируйте работу основательней.
4. Расходы растут с увеличением контрактов на поддержку сервисов
Сегодня многие компании с развитой ИТ-инфраструктурой используют множество технологий и оборудования от разных вендоров. С каждым из них заключен договор сервисного обслуживания. Управление такой разветвленной системой бывает довольно запутанным. Представьте, сколько тратится времени и средств даже на заурядные переговоры.
Снять проблему можно через ИКТ-провайдера (информационно-коммуникационные технологии), который возьмет общение с вендорами и отделами поддержки на себя.
5. Переходите на открытые технологии
Закрытые в режиме лицензии технологии – дорогое удовольствие. Они способны быстро поглотить бюджет на сетевую инфраструктуру. В эпоху активного развития мобильных устройств, облачных вычислений и Big Data стоит двигаться в сторону программно-определяемых сетей, созданных по открытым стандартам. Вы не будете зависеть от одного вендора, который может поднимать цены на сетевое оборудование по своему усмотрению.
6. Между стоимостью оборудования и тратами на эксплуатацию сети нет прямой зависимости
Обычно чем сложнее инфраструктура, тем больше приходится тратить на ее поддержку. С каждым годом возможности сетевого оборудования совершенствуются, оно становится дешевле. По логике и операционные затраты должны снижаться. Но происходит обратная история. Содержать программистов и специалистов в ИТ становится все дороже. Если это грамотные сотрудники, умеющие решать сложные задачи. Все это надо учитывать при составлении бюджета.
7. Инвестируйте в людей
Компании часто относятся к своему железу лучше, чем к техническому персоналу, — говорит консультант по безопасности Мишель Чубирка. – Немотивированные сотрудники – большая беда любого бизнеса. Они работают неэффективно. Организации же продолжают экономить на талантливых профессиональных инженерах и разработчиках.
Причем речь идет не только о мотивации деньгами. Многие сотрудники хотят чувствовать, что их труд важен, что они вместе с компанией меняют мир к лучшему. Ниже можно посмотреть видео с ответами соискателей на Tech Career Expo. Только двое из нескольких десятков опрошенных сказали, что их главная цель в профессии – деньги.
Многие бизнес-процессы сегодня требуют построения продвинутых корпоративных сетей. Для эффективных решений по масштабированию нужны грамотные специалисты, знающие рынок и способные получить лучшую цену от производителей или поставщиков оборудования. Без талантливого закупщика вы в определенный момент можете обнаружить, что заплатили на инфраструктуру цену выше рыночной.
9. Настраивайте программы безопасности
Надежность и защищенность вашей сети хороши настолько, насколько был хорош специалист, который ее настраивал и прописывал стандарты безопасности, — говорит руководитель отдела сервисной поддержки ZixCorp Дон Друкенбродт.
Статичные настройки безопасности работают плохо. Угрозы эволюционируют, компании также должны постоянно совершенствовать свои программы киберзащиты.
10. Делайте резервирование сети
Менеджер по продукту Comodo Кевин Гилкрист советует при построении системы резервирования распределять потоки не менее, чем по двум провайдерам в каждом регионе. Причем у них не должно быть единой инфраструктуры. Один поставщик – одна оптоволоконная линия.
Инфраструктура компании с несколькими филиалами должна быть выстроена так, чтобы сбои в одном регионе не влияли на работу остальных предприятий. Как только вы установили систему резервирования, следует протестировать ее по нескольким сценариям аварийного восстановления. Потратив несколько человеко-часов, вы получите надежные метрики для диагностики потенциальных угроз.
11. Подключите мониторинг сети
Выстроить корпоративную сеть компании – дело несложное. Нужно понять, как правильно ей управлять. Даже с качественной сетью, где трафик мнговенно перераспределяется при сбое соединения, компания остается уязвимой, если никто не способен диагностировать причину разрыва и полностью восстановить сеть, — уверен исполнительный директор NAG-MC Абдул Джалуди.
Без мониторинга не поможет даже резервная система с автоматическим переключением. Мониторинг позволяет анализировать состояние сети в реальном времени и выявлять аномальные активности, пока они не превратились в проблему.
12. Оптимизируйте сами решения
Прочтя предыдущий совет, вы, наверняка, подумали, что это слишком банально, все проверяют состояние сети. Дело в качестве контроля. Согласно исследованиям Ассоциации менеджмента предприятий (EMA), инженеры и операторы сетей использует громоздкий набор разрозненных инструментов для мониторинга и устранения неполадок. Подавляющее число фирм используют 4-10 готовых решений, отдельные организации оперируют сразу с 25 решениями.
В начале работы никто не ставит задачей дойти до 10 решений для устранения неполадок в сети. Они накапливаются сами собой. И каждое из них стоит денег, интеграции с имеющейся системой, обучения персонала.
Эксперты дают совет операторам сети: разрабатывайте новые требования для процессов мониторинга и починки сети каждый раз, как проходит апгрейд или новая спецификация сети.
13. Уделите внимание времени ожидания ответа
Обычно бюджет ИТ-отдела включает траты на оборудование и персонал. Но в нем часто забывают прописать издержки на восстановление и отладку сети, — говорит вице-президент Fluke Networks Дарил Дебальски.
Бизнес теряет деньги не в 99,8% времени, когда корпоративная сеть работает в штатном режиме, а в те 0,2%, когда сервисы не отвечают, и клиенты уходят.
14. Не стоит строить свою ИТ-инфраструктуру без осознанной необходимости
Многие компании сами себя втягивают в ИТ-бизнес, даже не осознавая этого. Почти каждая организация нуждается в сети, но лишь малая часть конкурентных преимуществ заложена в обладании собственной корпоративной сетью.
Задайте себе вопрос: зачем вы держите такие объемные технические активы, обучаете и содержите персонал? Все эти функции, если они не критичны для вашего бизнеса, можно отдать на аутсорсинг стороннему провайдеру.
15. Решите, если возможности получать доходы с сети
Многие относят затраты на построение корпоративной сети и управление к капитальным и операционным затратам (CAPEX и OPEX). Но есть еще один важный фактор, который стоит учитывать – полученная и недополученная прибыль от сети. Реальный коэффициент окупаемости инвестиций нужно рассматривать в терминах приращения транзакций, удовлетворенности клиентов и оптимизации издержек, — считает главный программный архитектор ADARA Networks Карти Субраманьян.
ИТ нужно рассматривать как живой и подвижный бизнес-модуль, как и все остальные функции компании. Сетевые возможности должны быть скоординированы с общей экономической стратегией, акцент должен быть сделан на реализацию ключевых задач.
16. Не зацикливайтесь на капитальных издержках
Иногда компании слишком много внимания уделяют начальным капитальным расходам, затратам на установку и подключение сети. Они игнорируют долгосрочные постоянные издержки, которые со временем могут их перекрыть, — объясняет Кэл Каламари, аналитик Motorola Solutions. – Правильный анализ должен учитывать 5 ключевых операционных элементов: сборку, обеспечение, поддержку, управление изменениями и вывод из эксплуатации.
17. Закладывайте ресурсы на развитие
Самое трудное – предсказать, как будет эволюционировать бизнес во времени. Если компания растет существенно быстрее, чем ожидалось, легко выйти за пределы бюджета, заложенного на ИТ-инфраструктуру.
Нужно тщательно рассчитывать показатели пропускной способности сети и варианты оптимизации. В будущем это поможет сократить операционные и капитальные издержки.
18. Купить петабайт данных легко, управлять им сложнее
Если вес данных в хранилище вырос до значения миллиона гигабайт (петабайт), традиционные подходы к хранению информации становятся неустойчивыми. Издержки увеличиваются в геометрической прогрессии: на дата-центр, новые мощности, систему вентиляции, новых сотрудников, которые будут ими управлять.
Самые большие траты уйдут на хранение нескольких копий данных, защиту от их потери. Как вариант, можно найти альтернативный подход для предотвращения сбоев, и не делать множество резервных копий.
19. Стандартизируйте все процессы
Кастомизация (настройка) – враг производительности и масштабирования системы, — предупреждает глава отдела маркетинга Plexxi Майкл Бушонг. – Она заставляет сетевой отдел быть в постоянном напряжении. Незначительные изменения в сетевой архитектуре и конфигурации могут привести к драматическим последствиям на выходе. Всегда проще выстраивать систему сразу блоками, а не подгонять под меняющиеся требования.
20. Консерватизм приводит к большим тратам
Руководителям ИТ-отделов нужно больше беспокоиться не о расходах на обновление инфраструктуры, а о возможных потерях от ее отсутствия, — считает генеральный менеджер Sonus Микола Конрад. – Например, новый SIP (протокол передачи данных) и объединенные технологии связи доказали свою пользу в плане увеличения производительности труда сотрудников. Они улучшают взаимодействие, облегчают доступ к информации и упрощают пользователям рабочий процесс.
Он полагает, что инфраструктура нуждается в периодическом обновлении. Встраивание этого процесса в стандартные операции в перспективе сэкономит массу средств.
21. Стройте корпоративную сеть расчетливо
Управлять сетью – это как сесть в поезд и рассчитывать, что он довезет вас до конечной цели без поломок и в назначенное время. Мы ожидаем, что все сервисы будут работать быстро и безотказно, и часто бываем в замешательстве, когда случаются сбои.
Вам понадобятся превентивные меры и постоянная диагностика возможных утечек, хакерских атак и технических ошибок. Корпоративная сеть требует построения системы резервирования, квалифицированного персонала. Она нуждается в регулярном обновлении железа и софта. Многие упускают из вида, что существенная доля издержек должна уходить на защиту от взломов и обучение сотрудников, — резюмирует редактор изданий CloudTweaks Стив Прентис.