Главное Авторские колонки Вакансии Образование
arrow-right Created with Sketch. Владимир Головизнин 297 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Лайфхаки Юнит-Экономики САСt=ACt/Qct

В маркетинге не всегда просто разделить между собой затраты на привлечение только новых клиентов и затраты на привлечение к повторной покупке старых. В этом случае САС можно считать и так: САСt = ACt / Qct
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Лайфхаки Юнит-Экономики (шпаргалка) — формула расчета САС — САСt = ACt / Qct.

Расшифруем используемые в формуле параметры:

  • CACt — стоимость привлечения одного клиента в единицу времени (в t-периоде),
  • ACt (acquisition costs per time unit) — затраты на привлечение клиентов в единицу времени (в t-периоде),
  • Qct — количество клиентов, купивших продукт в t-периоде.

На что стоит обратить внимание?

В данном случае в логике управленческого учета САСt — это стоимость привлечения не только одного нового клиента, но и любого клиента, совершившего покупку в периоде.

В маркетинге не всегда просто разделить между собой затраты на привлечение только новых клиентов и затраты на привлечение к повторной покупке старых.

Допустим за месяц в розничный магазин пришло 100 новых клиентов и 150 старых (ранее уже делавших покупки в магазине). На привлечение клиентов в периоде было потрачено ACt рублей. Можно ли в этом случае уверенно утверждать, что потраченные на привлечение клиентов деньги потрачены только на привлечение новых клиентов? Можно ли считать, что в отсутствие затрат ACt старых клиентов, пришедших в магазин, было бы также 150, а скажем не 50?

Такая ситуация вполне возможна на практике.

Поэтому, в определенном смысле, предложенный вариант расчета — это простейший вариант расчета САС на основе реальных данных вашего управленческого учета.

Для расчета САСt в данном случае нам требуется только наличие данных о количестве клиентов, сделавших покупку продукта в периоде.

Деление на новых и старых клиентов не обязательно.

Но даже и такой вариант расчета САС далеко не всегда используется. В первую очередь, просто потому, что далеко не всегда предусмотрена возможность, а главное поставлена задача учета количества клиентов, совершивших покупки за период.

Стоит отметить, что предложенная логика работает не только, и не столько для информационно-цифровых продуктов и Юнит-Экономики SAAS, но и для любого типа продуктов и бизнес-моделей.

При этом она остается вполне применима в том числе и для ИЦП, и для SAAS. Просто в более продвинутых вариантах управленческого учета появляются дополнительные возможности более детального анализа структуры клиентов и клиентского поведения.

Поэтому, стоимость привлечения одного клиента в периоде может считаться, в том числе, и как стоимость привлечения к покупке любого клиента (и старого, и нового), а не только нового.

Как такая логика влияет на вычисление операционной прибыли?

Для этого нужно вспомнить формулы предыдущих лайфхаков —

OPt = Qct*CMcc — FCt = Qct*LTV — FCt

LTV = CMcc = Qpc*CMp — CAC

Проверяем:

OPt = Qct*СМсс — FCt = Qct*LTV — FCt =

Qct*(Qpc*CMp-CAC)-FCt =

Qct*((Qpt/Qct)*CMp-ACt/Qct)-FCt =

Qpt*CMp — ACt — FCt, где

Qpt — всего количество единиц продукта, проданных а периоде, без деления клиентов на старых и новых.

Мы видим, что предложенный вариант расчета CACt не противоречит логике расчета операционной прибыли в периоде, т.е. он вполне работоспособен для оценки метрики САС и принятия решений на ее основе.

Могут ли быть и другие варианты расчета САС?

Да могут.

Важно, чтобы при этом взаимосвязь метрик и данных управленческого учета позволяла корректно считать нужные нам показатели, в частности операционную прибыль OPt и CMcc=LTV.

Есть возражения или вопросы — пишите в комментарии или автору.

Согласны — будет приятно увидеть ваш лайк.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем