Лайфхаки Юнит-Экономики Qpct=Qpt/Qct
Qpc — это важнейшая метрика Юнит-Экономики.
Как это не странно, но в большинстве публикаций по Юнит-Экономике эта метрика не упоминается или остается без должного внимания.
В всяком случае, мне не попадалось публикаций с детальным анализом этой метрики.
А я бы взял на себя смелость утверждать, что
Qpc — это ключевая метрика Юнит-Экономики.
Почему?
Давайте вспомним лайфхак об LTV.
Мы видим, что если
CMcc = LTV = Qpc*CMp-CAC, то
1. LTV>0 только если Qpc>1 (клиент не может купить меньше одного продукта). Для усредненного клиента за период Qpc может быть и меньше единицы, но обязательно больше ноля.
2. LTV>0 только если Qpc>CAC/CMp, т.е. больше точки безубыточности по количеству продуктов на единицу клиента
3. Чем больше Qpc, тем больше LTV
4. Чем больше LTV, тем больше операционная прибыль — смотрим здесь.
Таким образом, Qpc является наиболее важной метрикой, влияющей на значение LTV, операционной прибыли и динамики этих показателей во времени.
Чем быстрее растет Qpc, тем быстрее растет LTV, тем быстрее растет операционная прибыль.
Не будем забывать, что в моделях с платным привлечением клиентов, т.е. если САС>0, каждый новый клиент стоит нам денег.
А вот сколько раз такой клиент приобретет (оплатит) наш продукт зависит уже не от привлечения и не от САС, а от продукта и процесса привлечения клиента для совершения повторных покупок.
Более того, после первой покупки метрика САС для клиента уже не меняется, а метрика Qpc продолжает меняться во времени, пока клиент делает повторные покупки.
Более наглядно значение и смысл метрики Qpc можно понять, если вспомнить графическую модель расчета LTV.
Проще говоря, чем больше единиц продукта покупает один клиент:
- тем больше его LTV,
- тем быстрее сходится Юнит-Экономика,
- тем быстрее компания может получить операционную прибыль,
- тем меньше клиентов нужно привлечь для достижения безубыточности,
- тем меньше нужно затратить на привлечение клиентов для достижения безубыточности,
- тем больше прибыли принесет компании такой клиент и т.д.
Вскользь замечу, что именно на природе повторных во времени покупок (оплат) строится модель платной подписки (SAAS), так популярная в последнее время для информационно-цифровых продуктов. Но это отдельная тема. Если интересно, можно почитать статью «Юнит-Экономика SAAS-модели (платная подписка)».
Как считать метрику Qpc?
Закономерно возникает вопрос как считать эту метрику для расчета ее динамики во времени.
Qpc можно считать и так:
Qpct = Qpt/Qct, где
Qpct — количество единиц продукта на единицу клиента в единицу времени
Qpt — количество единиц продукта, проданных в единицу времени
Qct — количество клиентов (и старых, и новых), совершивших покупку в единицу времени.
На практике, как всегда, ключевым является вопрос — есть ли в вашей системе управленческого учета необходимые для расчета данные, т.е. есть ли у вас данные о Qpt и Qсt.
Если с Qpt обычно вопросов не возникает, эта метрика всегда есть в учете, то вот Qct имеется в учете далеко не всегда (мы говорим о Юнит-Экономике не только интернет-продуктов).
Конечно, предложенный вариант расчета метрики Qpc является простейшим способом оценки этой метрики (и не единственным).
В более продвинутых вариантах управленческого учета появляются дополнительные возможности более детального анализа структуры клиентов и клиентского поведения и, в том числе, расчета метрики Qpc.
Например, можно осуществлять анализ динамики Qpc по сегментам покупателей или продуктов, в частности используя кагортный анализ, и т.д
При этом, важно понимать:
- ключевое значение метрики Qpc для расчета LTV
- как использовать метрику Qpc для управленческих решений
- необходимость ставить задачу ее расчета в системе управленческого учета.