Собрали главные страхи про IT-аутстаф, которые слышали от клиентов
Немного обо мне и GO Digital
Я Азамат, работаю в сфере аутстафа уже 7 лет. За это время моя компания GO Digital сотрудничала с банком «Бланк», Wildberries, и более мелкими клиентами по модели аутстафа. Похвастался бы конкретикой, да вот только NDA. Скажу лишь, что этими сервисами пользуются миллионы людей в России, и наши сотрудники внесли большой вклад в их развитие.
Что такое аутстаф в России (опять)
В отличие от аутсорсинга, где весь проект передается внешней компании, аутстаф предполагает, что специалисты работают под управлением заказчика, оставаясь при этом сотрудниками провайдера услуг.
По факту это аутсорс по модели Time & Material, но управление проектом на себя берет клиент. По такой модели работает почти весь IT-рынок России, когда проект за «фикс прайс» уже завершен, но его нужно поддерживать и дорабатывать новыми фичами. Конкретно в этом аутстаф от аутсорса отличается тем, что заказчик сам выбирает, какие сотрудники будут работать над его проектом.
Чтобы не выговаривать эту формулировку, ее заменили на «аутстаф». По итогу заказчик получает ресурсы, а компания-провайдер аутстаф-услуг берет на себя другие издержки: трудоустройство, больничные, отпуска, оборудование рабочего места и т.д.
Что ж, теперь к опасениям.
Страх 1: аутстаффинг — это дорого
Можно вечно смотреть на три вещи: как течет река, как горит огонь, и как обсуждают, что внешние специалисты обходятся дороже штатных. Разложим по полочкам.
- Траты на рекрутинг и сервисы для него есть? Есть.
- Налоги и сборы на штатника есть? Есть.
- Больничные, отпускные, плюшки есть? Конечно.
- Постоянная загрузка на проекте, чтобы сотрудник развивался, есть? К этому вопросики имеются.
Все эти сопутствующие расходы первично не учитываются, когда сравнивают аутстаф и найм в штат. И еще не факт, что разработчик/тестировщик/дизайнер (нужное подчеркнуть) будет постоянно занят проектными задачами. Не у всех бизнесов есть ряд продуктов, на которые можно «перебросить» сотрудника. В итоге его развитие на реальных проектах в рамках компании останавливается, а зарплата платится.
Страх 2: аутстаф-сотрудники работают на часы, а не на результат
Казалось бы, что даже в России уже пришел институт репутации, тем более в айтишном и агентском комьюнити, но опасение до сих пор есть. Компаниям, которые продают аутстаф, совершенно не выгодно выставлять себя «продаванами» — гораздо интереснее работать в долгосрок. Поэтому мы предоставляем только серьезных мидлов и сеньоров, предварительно проводя технические интервью внутри компании.
К слову, говоря о результате, уместно будет вернуться к пункту 1. Кто сделает результат быстрее — сотрудник, который не найден, или сотрудник, быстро вышедший на проект? Ранее я уже рассказывал про это в статье про упущенную выгоду, но повторюсь: долгий процесс тянет деньги, а в условиях нестабильного рынка, затянувшийся запуск проекта или холд может стоить миллионы.
Страх 3: аутстаф — это временное решение
Есть такая штука, как жизненный цикл сотрудника внутри компании. Давайте начистоту: какой специалист в нынешней время работает в компании более 5 лет? На рынок уже вышли зумеры, для которых важны не только деньги, но и профессиональное развитие с worklife balance.
Вдобавок, этому поколению важен фидбэк, что они делают что-то по настоящему крутое. Далеко не все компании могут такое обеспечить, поэтому ротация кадров происходит каждые 1-2 года. Между тем, среднее время сотрудничества по модели аутстаф — 3 года. В нашем портфеле есть проекты клиентов, где сотрудники GO Digital воспринимаются уже как свои (и являются таковыми), делятся экспертизой и обучают новичков.
Страх 4: аутстаф не проконтролируешь
Тут стоит сделать ремарку, что этого опасаются только те, кто с аутстафом не работал и не шарит за проектное управление. Пандемия в свое время научила нас координировать распределенные команды, и хотя тренд на удаленку спадает, но на встречах, даже офлайн, все равно кто-то да подключается в Zoom или Google Meet. Таски контролируются менеджерами, а дейлики — уже рутина, которую приняло большинство.
К тому же, в IT-сфере принято оценивать эффективность по выполненным задачам, которые состоят, в свою очередь, из затраченных на них часов. Иными словами, не запилишь фичу за 1 час, если она занимает 8. Таким образом, довольно легко контролировать эффективность каждого сотрудника и вовремя делать выводы.
Страх 5: а если аутстафер сольет какие-то данные?
Напомните, сколько раз мы видели новости о сливе данных через сотрудников из крупных бигтех-компаний? Несомненно, меры предосторожности и безопасности усилились, и теперь этапов проверки подрядчиков может быть штук 6. В эту же стопку и NDA: не подпишешь — не получишь клиента.
У нас в GO Digital даже есть отдельный процесс по обеспечению безопасности, которому следуют все сотрудники: никто не получает больше прав доступа, чем того требуют обязанности. Репутация дороже, поэтому рискну предположить, что такие процессы есть и у других.
«Все равно штатник лучше»
Безусловно, штатная команда может вырасти до ключевых ролей в компании, да и я сам считаю, что главное — это люди. Однако, в нынешнем мире ничто не мешает работать в команде. Рынок трясет уже несколько лет — буквально недавно балом правили соискатели, а сейчас даже мидлы+ с трудом проходят собеседования под горестные вздохи тимлидов и эйчаров: «Уже 3 месяца не можем закрыть вакансию».
Аутстаф — выгодное решение как и для краткосрочного решения задач, так и для долгих проектов с глубоким погружением. Привлечение внешних специалистов сейчас дает ощутимый профит потом, особенно в условиях конкурентного рынка.