8 принципов достижения успеха в любом деле: советы от основателя сервиса Goalton
Итак, ниже мы приводим 8 Принципов успеха, сформулированных на основе опыта молодых команд и удачных стартапов. Несмотря на знаменитую лаконичность ментора и внешнюю простоту, за каждым из них стоит глубокое понимание сути происходящих явлений в жизни любого коллектива или отдельной личности. Сведенные воедино, они позволяют под новым углом взглянуть на вопросы продуктивности и получить стройный и целостный подход к управлению проектами, задачами и может быть всей жизнью:
Принцип №1. Ставьте цели.
Если у вас нет четкой цели, вам нечего достигать. Кто неудачно планирует, тот планирует неудачу. Как это ни удивительно, но в большинстве случаев многие люди принимаются за дело, не имея четкого видения конечного результата. Эта фатальная ошибка настолько широко распространена, что существует даже дурная поговорка: сначала ввяжемся, а там посмотрим. Люди, которые руководствуются таким подходом редко достигают успеха, потому что они с трудом представляют себе как этот успех должен выглядеть.
Таким образом, если вам нужен успех, то недостаточно иметь просто намерение или желание, нужно формализовать их, конкретизировать критерии их достижения, достичь полной ясности картинки. Как говорит основатель Goalton.com цель — это мечта с конкретным сроком исполнения. Последующие принципы более полно раскрывают этот тезис.
Принцип №2. Сила декомпозиции.
Дробите каждую задачу до того микро-уровня, на котором она не станет простой и элементарной. Это одинаково верно как для проектов, с которыми вы уже имели дело ранее, так и для абсолютно новых задач. Зачастую люди не начинают что-то новое, потому что не знают как это сделать. Сила декомпозиции именно в том, что она во-первых позволяет четче понять где именно проблема или нехватка знаний, а во-вторых при достаточном дроблении на мелкие составные части, подзадачи становятся настолько элементарными, что для них нельзя не найти решения.
Лучший пример здесь – это полет человека в космос и на Луну. Абсолютно неведомую задачу инженеры раздробили на тысячи настолько мелких подзадач, что в конечном итоге всего за несколько лет были построены космические корабли, созданы скафандры и разработаны бытовые условия пребывания в космосе.
Для выполнения декомпозиции на начальном этапе хорошо подходят ментальные карты, о которых мы подробно рассказывали в этой статье.
Декомпозиция цели и вложенность задач
Принцип №3. Контролируйте прогресс.
Форма контроля не имеет особого значения. Вы можете пользоваться простыми или сложными инструментами, можете применять разные отчетные формы и программы – это конечно же даст вам разную степень детализации и удобства. Очень здорово если у вас есть наглядные виджеты со статистикой или графики, которые постоянно обновляются. Но даже если вы будете пользоваться просто блокнотом и ручкой и регулярно будете вычеркивать достигнутое – вы будете прогрессировать. Это удивительно – но все, что вы контролируете неизбежно становится лучше.
Эксперт советует использовать подборку из его любимых инструментов, собранных на одноименном бесплатном сайте www.goalton.com, но гораздо важнее, чтобы у вас были хоть какие-то инструменты для регулярного контроля.
Принцип №4. Прогрессировать постоянно невозможно.
Этот принцип не противоречит предыдущему, а скорее дополняет его. Не стоит испытывать уныние если после двух-трех недель постоянного прироста показателей вы вдруг окажетесь в состоянии локальной стагнации. Это нормально.
Любой спортсмен не тренируется круглые сутки. Для профессионалов фаза отдыха столь же важна, как и фаза тренировки. Даже самому совершенному компьютеру или смартфону необходимо время для подзарядки, так же как человеку нужен сон ночью. Вашей организации или команде тоже нужны периоды спада. Слово спад не должно вызывать страха или беспокойства – все развивается по синусоиде. Если даже у вас приключился несезон и период стагнации растянулся на целый месяц, это отличная возможность занести хвосты и подшлифовать внутренние бизнес-процессы.
Принцип №5. Вложенность задач.
Каждая задача должна иметь четкий и измеримый критерий ее выполнения. Без такого критерия вы не можете не только оценить прогресс выполнения данной задачи, вы также не сможете оценить степень ее значимости, не сможете понять ее вклад в общий результат.
Когда мы говорили о декомпозиции, то обращали внимание в большей степени на необходимость уточнения того ЧТО должно быть сделано для достижения цели. В данном же контексте мы говорим о том, что при правильной декомпозиции вы сможете четко проследить КАК общий результат является суммой результатов вложенных подзадач.
Вложенность сродни классификации – вы должны выбрать некий критерий, на основании которого будет производиться декомпозиция и распределение заданий – по функциям, по людям, по географии и т.д. Как известно, план продаж региона складывается из планов продаж входящих в его состав городов, а те в свою очередь состоят из планов продаж конкретных дилеров.
Имея четкую вложенность задач, вы всегда сможете определить узкое место своего плана и уделить ему должное внимание.
Принцип №6. Используйте приоритеты.
Когда мы имеем дело с множеством мелких подзадач, мы должны осознать, что выполнять их все одновременно не получиться. Мы отчасти для того и разделяли большое целое на составные части, чтобы затем последовательно выполнять задачи.
Наиболее важно при этом понимать, что задачи имеют некий приоритет, иными словами одни задачи более важны, чем другие. Эта важность может быть проставлена вами интуитивно, и это уже позволит достичь некоего порядка в делах. Но гораздо лучше если важность задач будет соотносится с их ценностью. Лучше всего ценность определять по вкладу (или весу) данной задачи в общий результат. Еще в прошлом веке социолог и экономист Вильфредо Парето сказал, что 20% усилий дают 80% результата – он был прав! По нашему мнению во многих случаях это соотношение даже 90\10.
Поэтому если вы не успеваете сделать все – сделайте самое важное. Есть люди (их иногда называют перфекционистами), которые стремятся сделать все и сделать это на отлично. В реальном бизнесе среди успешных предпринимателей таких нет. Успех предпринимателя состоит именно в выделении главного и концентрации только на этом, пусть даже в ущерб остальному. Поймите, что все ресурсы ВСЕГДА ограничены. И даже если у вас миллионы долларов и тысячи сотрудников, у вас есть ресурсы которых мало или они не восполняемы, например ваше время. Поэтому делайте только важные задачи, а для этого вам нужно расставлять приоритеты.
Второй тезис в защиту исполнения только важного – бесконечная череда А\Б-тестов. В жизни, начиная новый для себя проект, вы никогда не знаете наверняка что выстрелит, а что нет. Что будет востребовано пользователем, покупателем, потребителем, а что нет. Поэтому делайте только главное, реализуйте свою изюминку, но делайте это лучше всех. Если в главном вы ошиблись, то нет смысла продолжать тратить ресурсы на шлифовку менее значимых параметров продукта. Если у корабля отсутствует корпус, то бесполезно тратить время на выбор узора для парусов – он не поплывет.
Правило Парето при планировании
Есть много способов ставить приоритеты – где-то подойдет ранжирование по шкале от 1 до 10, где-то это три категории в стиле А, В и С. Но даже если вы сделаете просто важно\неважно – вы уже на полкорпуса обойдете соперников.
Принцип №7. Очередность.
Этот принцип плавно происходит из предыдущего. Помимо приоритетности с точки зрения веса и значимости задачи, многие задачи выполняются в определенной последовательности. Иными словами, вы не можете сначала построить стены, а только потом залить фундамент, в противном случае я сильно не уверен в надежности вашего дома.
Для задач важно осуществлять календарное планирование. Тогда вы будете видеть что и после чего надо делать.
Также важно понимать, что для некоторых задач существуют дедлайны(сроки исполнения) и это тоже отражается в календарном планировании и определении приоритетов. Иными словами, в какой-то момент понятие срочно может превратиться в важно. Потому что просроченная задача может тянуть на дно весь проект именно в силу принципа очередности. У русских есть классная пословица дорога ложка к обеду — и это правда, после обеда ложка уже не столь важна.
Очередность работы определяется ее важностью и сроком
Принцип №8. Если конечная цель далеко — используйте спринты.
Есть замечательная методология под названием SCRUM. Хотя изначально ее придумали разработчики софта, но она прекрасно работает и в других проектах. Фактически этот подход соединяет в себе два предыдущих принципа. Вы сначала составляете список приоритетных задач, а потом поочередно реализуете их, таким образом чтобы вписываться в определенные временные интервалы, часто называемые спринтами (sprints).
Суть подхода состоит в том, чтобы добиваться максимально ценного результата в течение спринта. Это становится особенно важно если вы изначально не полностью представляете себе задачу или например меняются требования потребителя разрабатываемого вами продукта. Так в конце каждого спринта вы всегда будете иметь максимально полезный продукт в законченном виде, и с каждым новым спринтом будете расширять его функциональность.
В Goalton.com для работы со спринтами можно использовать режим канбан-доски, который крайне удобен именно для тех кто исповедует цикличность в работе.
Также этот подход хорошо подходит и для решения проблемы невозможности постоянно прогрессировать, о которой мы говорили ранее. Подобный подход с равной степенью применяют и спортсмены и бизнесмены. Прогрессируйте в течение спринта, а между ними – отдыхайте. Вот ключ к успеху. Вы просто чередуете фазы активности и отдыха и при этом все время находитесь на пике своей формы – физической если речь идет о спорте, или функциональной – если речь идет о программном продукте.
Даже помидорная техника, о которой мы рассказывали в предыдущей статье и набирающая большую популярность в наши дни, фактически исповедует этот принцип чередования фаз.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что если вы в очередной раз оказались в тупике, вас засыпает рутина, и вы не знаете за что хвататься — перечитайте этот чеклист из 8 принципов успехов и проверьте насколько вы ему соответствуете. Возможно, вы упускаете из вида что-то неуловимо простое, но одновременно архи-важное.