редакции Выбор
Как просто составить ТЗ на расчет разработки сайта?
Техническое задание (ТЗ) на разработку сайта очень важный этап. Без ТЗ заказчику будет трудно найти исполнителя, ведь каждый представляет конечный продукт по-своему. Конечно писать ТЗ это не задача заказчика, но если просить составлять ТЗ каждую веб-студию, то это займет очень много времени, и все разработчики будут составлять его со своими особенностями (от сюда и разная стоимость). Поэтому мы рекомендуем, на начальном этапе поиска исполнителя, составить хотя бы минимальное ТЗ, которое поможет быстро понимать ценообразование на разработку вашего проекта.
В нашей веб-студии Госайт.рф , мы разделяем ТЗ на два вида, первое для справки, второе для реализации. Первый вариант нужен для понимания рынка исполнителей, стоимости и сроки реализации, а также дополнительное консультирование. Второй вид уже для реализации, составляется выбранным исполнителем, служит своего рода дорожной картой в разработке. В данной статье мы рассмотрим первый вид. Для этого не нужно составлять сложное задание с кучей технических параметров, грамотный исполнитель всегда это сделает за вас. Нужно сделать базовое ТЗ, которое отразит все ваши желания и идеи.
Цели проекта
Вам, как конечному владельцу сайта необходимо точно понять какие цели и задачи он будет нести. Очень часто заказчики просто не понимают, что им нужно от сайта. Какой тип сайта вам нужен исходит как раз от этого. Часто не обязательно создавать полноценный интернет-магазин, а достаточно посадочной страницы, и наоборот.
Пример:
Определим цель: Сайт должен знакомить новых клиентов с продукцией нашего производства. Сайт должен дать возможность действующим клиентам в удобном формате получить информацию (цены, характеристики) по той или иной позиции. Сайт позволит снизить нагрузку на отдел консультантов.
Примеры похожих сайтов
На вкус и цвет все фломастеры разные. Исполнитель может подразумевать под современным дизайном одно, заказчик совершенно другое. Чтобы у всех участников процесса было общее понимание и видение, заказчику необходимо предоставить несколько сайтов-примеров, которые ему наиболее симпатизируют в дизайне и структуре. Не обязательно, чтобы эти сайты были по вашей тематике.
Пример:
Сайт1.ru — нравится дизайн главной страницы и профиля пользователя;
Сайт2.ru — нравится дизайн карточки товара;
Сайт3.ru — нравится структура и расположение блоков на главной странице.
Даже нескольких примеров будет достаточно для исполнителя, чтобы понять ваш «вкус». Но будьте готовы к объективной критике. Исполнитель работает на рынке digital и регулярно видит актуальные тренды и рабочие модели. Чтобы отстать от изменения рынка digital достаточно года. Многие решения устаревают и будут уменьшать конверсию вашего сайта. Стоит прислушаться к мнению исполнителя, но только если это объективные замечания, а не вкусовщина.
Структура
Обычно у всех типов сайтов (одностраничные, многостраничные, интернет-магазины, порталы), есть стандартная структура. Под структурой мы понимаем: а) общая карта страниц, какие страницы нужны на сайте; б) структура отдельных страниц, какие блоки идут друг за другом. Но заказчик может предложить и свою структуру, в зависимости от особенностей бизнеса.
Структура важный этап. От заказчика необходима хотя бы информация о необходимых страницах на сайте. Например, для многих производственных компаний нужен раздел тендеры, но если об этом не сказать исполнителю, то и на сайте он не появится. А любая новая страница с дополнительным функционалом (даже банальным калькулятором), увеличит стоимость разработки. Чтобы не растягивать бюджет во время разработки, рекомендуем заранее продумать предполагаемые страницы. Советуем посмотреть сайты больших конкурентов, особенно из крупных городов, такие компании (не все) тщательно продумывают структуру всех страниц, проводят исследования, так как все изменения на сайте влияют на их выручку.
Отдельно прорисовывать структуру всех блоков и элементов каждой страницы можно, но все же исполнитель с навыками UX проектирования справится с этой задачей лучше.
Пример:
На сайте будут страницы: Главная, О компании, Продукция, Тендера, Личный кабинет, Отдельный раздел для оптовых покупателей.
Этого будет достаточно, чтобы потенциальный исполнитель смог оценить сроки и стоимость реализации вашего проекта
Технические особенности
Опять же, от вас не требуется указывать все скрипты и модули с помощью которых будет реализовано то или иное решение. Но нужно указать особенности, которые будут отличаться от стандартного функционала. Необходимо указать все желаемые «плюшки». Например, онлайн конструктор фундамента здания, для расчета стоимости свай, уже относится к дополнительному функционалу. Если вы увидели у конкурента какую-либо фишку, не факт, что она делается просто, скорее всего на это будут выделены силы программистов, что увеличит стоимость разработки.
Многих решений еще нету, но их можно сделать. Достаточно описать исполнителю идею, и возможно (но это не точно) он придумает решение. К примеру, компания клиента поставляет и обслуживает специальные будки на крупные заводы, нужно было следить за состоянием внутри этих будок. Для разработки внутреннего приложения, потребовалось установить специальные камеры видеонаблюдения и термометры, интегрировать получаемые от них данные в приложение для сотрудников. Задача несложная, но в этапы разработки приложений не входит, тем не менее клиент рассказал о своей потребности и получил решение в одном месте. Делитесь с исполнителями своими проблемами и задачами.
Дизайн
Из примеров сайтов исполнитель уже примерно понимает, что вы хотите видеть в плане дизайна. Но, лучше если вы опишите каждый блок и элемент сайта отдельно.
Пример:
Сайт должен быть в темных тонах, с замашками под luxury сегмент. Вот такой дизайн мне понравится у Сайт23.ru
Далее пройдем по
блокам, на сайте должен быть блок с нашими работами, по структуре нравится
такой:
И т.д.
Лучше заранее подготовить со скриншотами все понравившиеся идеи. Естественно, что дизайнер должен работать и предложить свои варианты, но если у него будут перед глазами хотя бы какие-то примеры, то вы с большей вероятностью будете удовлетворены в результате.
Часто заказчики получая от дизайнера вариант дизайна недовольны, потому что они уже заранее себе нарисовали, что блок контакты должен быть, как у Сереги из соседнего офиса. Заказчик в ТЗ просто указал, хочу блок контакты. Исполнитель его и сделал согласно своему видению, без претензий. Пишите, как можно подробнее, все детали.
Адаптация и платформы
Рекомендую сразу указывать в справочном ТЗ, должен ли быть адаптирован сайт под те или иные платформы. Казалось бы, в 2020 году всем очевидно, что сайт должен быть адаптирован ПОД ВСЁ. Но доходит до абсурда, если исполнителям не указать что-то, то и делать они не будут. Это звучит смешно, но нужно указывать даже версии браузеров, под которые должен быть адаптирован сайт.
Кстати, если у вас был положительный опыт работы с
какой-либо платформой cms,
или любыми сервисами, можно указать и это. Потому что большинство веб-студий
предлагают решения, не исходя от потребности клиента, а исходя из того, где они
являются партнером и получают процент за продажи системы.
На этом все. Для составления справочного ТЗ этой информации более чем достаточно, чтобы исполнители смогли оценить ваш проект. Ничего сложного, но больше 90% всех заказчиков этого не делают. При составлении такого ТЗ один раз, вы сможете сразу разослать его всем претендентам, сравнить их предложения и логику по реализации.
Подробное техническое ТЗ, которое нужно в первую очередь уже исполнителям, составлять должны они. А утверждать с вами.
! Статья написана для заказчиков и рассматривается глазами заказчиков. Для исполнителей процесс написания и утверждения ТЗ строится иначе. Если клиент написал такое техническое задание, поблагодарите его за это, оно сильно облегчит вам жизнь. Но принимать его или нет уже ваше дело. Заказчик может ничего не понимать в разработке сайтов, и не обязан это понимать. Ваша задача понять его потребность, идеи и вкусы, и уже предложить, как лучше это реализовать.
С уважением, команда веб-студии Госайт.рф !