Какие бизнес-модели ведут стартап к гибели? Три лучших примера монетизации
Самый яркий пример пагубной бизнес модели демонстрируют социальные сети.
Вы знаете, что социалки зарабатывают крайне мало? Годовой доход Facebook с одного американского пользователя составляет всего 5 долларов. Другими словами, социальная сеть, в которой человек проводит полчаса каждый день, зарабатывает меньше, чем забегаловка, в которую покупатель зашёл выпить чашку кофе всего один раз на пять минут.
Почему доходы социалок столь низки? Дело в том, что бизнес модель убивает социальные сети! Facebook зарабатывает на показах рекламы своим пользователям. Я не встречал ни одного человека, который любит рекламу. Чтобы зарабатывать больше чем сейчас, Facebook должен показать больше рекламы. Но ведь в этом случае пользователи разбегутся.
Выходит, что капитализация Facebook превысила 200 миллиардов долларов вовсе не благодаря, а вопреки его бизнес модели. Facebook с самого начала существовал на деньги инвесторов. Питер Тиль вложил 500 тысяч долларов ещё в то время, когда у социалки была приставка The (сначала стартап назывался TheFacebook). Если среди ваших знакомых нету Питера, то запускать социалку с прицелом на рекламу – это самоубийство. Подтверждением чему служит целое кладбище социальных сетей, где похоронены без преувеличения десятки тысяч подобных проектов. Facebook можно сравнить со счастливчиком, выигравшим в лотерею миллиард. Все остальные, купившие лотерейные билеты, проиграли.
Команда нашего проекта прекрасно осознавала ущербность рекламной модели для социальных сетей. И задалась вопросом: Существует ли такая бизнес-модель, которая сделает социалку лучше для пользователей, а не хуже?. Именно такую бизнес модель изобрел Grrow.me Об этом поговорим чуть ниже.
А сначала примеры бизнес-моделей, которые делают стартапы лучше.
Самая прибыльная бизнес-модель, придуманная человечеством, делает богаче акционеров Google
Тем, кто делает стартапы, будет крайне полезно попробовать вникнуть в суть и понять эту механику, чтобы затем успешно применить эти принципы для роста капитализации своего проекта.
Итак, главный бизнес Google - это поиск. А деньги поисковик получает от рекламных ссылок, расположенных сверху поисковой выдачи. Так вот, такая бизнес модель делает поисковик лучше, и вот почему:
Деньги приносят в основном коммерческие запросы. То есть когда пользователь ищет котиков или поп-звёзд, то это некоммерческий запрос, а когда люди желают найти холодильник, прачечную поблизости или ищут где купить автомобиль, то тут можно делать деньги. Так вот поисковик выдаёт релевантные ссылки на автодилеров, но релевантны они по каким критериям? Программный код Google анализирует сайты дилеров по ключевым словам, тематическим ссылкам на автомобильных ресурсах, но это вовсе не значит, что лучший автодилер показывается на первой строчке поисковой выдачи! Этот факт для нас очень важен. На самом деле Google не в силах качественно оценить, какой автодилер лучше. У лучшего автодилера может быть не самый лучший сайт. Ведь качество автодилера прежде всего оценивается работой его персонала – как они обслуживают клиентов. Довольны ли клиенты работой сотрудников автодилера? И Google не может оценить этот важнейший для покупателей критерий.
И вот тут вступает в игру бизнес-модель. Google заявляет автодилерам – вот три ссылки сверху поисковой выдачи. Они будут ваши на аукционной основе. И автодилеры начинают соревноваться друг с другом, платя больше за то, чтобы именно их ссылка оказалась первой в поисковой выдаче. И что происходит? Дилер, сотрудники которого не могут качественно обслужить клиента, проиграет по цене лучшему дилеру потому, что у плохого клиенты будут мало покупать и реклама в поисковике не отобьётся.
Выходит, что платить за рекламу больше всех способен автодилер, у которого лучше всего покупают автомобили. Тут можно спорить, действительно ли это лучший автодилер. Но клиенты голосуют кошельком – если они покупают, значит им нравиться и значит именно этот автодилер лучший. Вот и всё. А хорошо это или плохо вопрос философский.
Line – японский император стикеров
Второй пример великолепной бизнес-модели, которая делает стартап лучше, демонстрирует японский мессенджер Line.
Понятно, что у Line несколько способов монетизации, но нам интересна торговля стикерами. Пользователям нравятся стикеры. Невероятно, но факт – люди готовы платить за то, чтобы иметь возможность отправить друзьям симпатичную рисованную картинку. Никого не смущает стоимость.
Так вот Line продаёт стикеры, и это делает сервис лучше. Многие из вас сразу зададутся вопросом: Разве пользователи были бы менее довольны, если бы стикеры были бесплатны?. Казалось бы очевидно, что бесплатные стикеры лучше платных. То есть платные стикеры делают Line хуже? А вот и нет. Именно платность стикеров делает Line лучше для пользователя. Потому что мессенджер отдаёт 50% стоимости художникам, которые рисуют стикеры. Если бы художники не зарабатывали, то 90% из них вовсе не рисовали бы стикеры и пользователи остались бы с узким выбором. И пользователям лучше заплатить за классные стикеры, чем остаться вовсе без красивых картинок.
Это второй пример того, как, начиная зарабатывать, стартап становиться лучше для пользователя.
А теперь поделимся собственным опытом и вернёмся к бизнес-модели, которая делает лучше социальную сеть.
Чтобы понять схему монетизации, необходимо упомянуть, что Grrow.me – это свободная от рекламы социальная сеть, где пользователи зарабатывают, публикуя и распространяя интересный контент.
Как работает Grrow.me
- Автор публикует открытую интересную часть материала.
- Добавляется часть, доступная только после оплаты. Устанавливается стоимость просмотра.
- Читатель, которому понравился контент, может сообщить ссылку друзьям и получить 30% от всех платежей.
Важный момент – все материалы автора бесплатны для его друзей. Данная функция в настоящий момент находиться в разработке.
Автор может самостоятельно устанавливать стоимость просмотра своих материалов. Средняя стоимость 3 рубля. Однако на таких, казалось бы, небольших суммах можно хорошо заработать, ведь интересные посты в социалках собирают по 10 тысяч лайков. На Grrow.me аналог такого поста соберёт 30 тысяч рублей. Неплохой заработок за серию фоток или интересную статью.
Grrow.me открылся в начале года и на сервисе уже есть зарабатывающие авторы. Комиссия Grrow.me составляет 30% от каждого платежа.
А теперь самое важное.
Как бизнес-модель Grrow.me делает социальную сеть лучше
Читатели платят только за интересный или полезный контент. Авторы, которые создают контент и выкладывают его на Grrow.me, видят, сколько зарабатывает каждый пост, и учатся делать только интересные материалы. Какой смысл выкладывать контент, который никто не покупает.
Таким образом, с каждым днём авторы публикуют всё более интересный контент, а это именно то, чего хотят читатели. Читателей становиться всё больше. Цикл повторяется снова и снова, делая социальную сеть всё интереснее для читателей и увеличивая заработок авторов.
Когда мы открыли эту бизнес модель, то подумали, что она выглядит как волшебство.
Социальная сеть, которая с помощью бизнес модели становиться не хуже, а лучше! Это тот же принцип, который позволил Google взлететь.
Именно поэтому Grrow.me не имеет потолка доходов, как у Facebook. Через пять лет достигнув размера Facebook, Grrow.me будет зарабатывать на одном пользователе вовсе не 5, а 50 долларов в год. Легко подсчитать капитализацию в этом случае, увеличив в 10 раз текущую стоимость Facebook.