Тренды и точки роста традиционной розницы
Статья будет полезна, если:
‣ у вас розничный магазин
‣ вы хотите, чтобы он работал еще хотя бы лет десять
‣ вам интересно, как обогнать конкурентов, включая федеральные сети
Какие тренды есть на рынке розничной торговли
Маленькому магазину всегда было непросто конкурировать с крупными федеральными сетями, а когда заказать еду можно с бесплатной доставкой у ритейлера или на маркетплейсе — конкуренция стала еще более невыносимой. Но в небольшой рознице есть несколько трендов, которые помогают магазинам удерживать клиентов:
Продавать местное. Федеральная сеть не может позволить себе разместить на полке товары от малоизвестного производителя. Люди не будут покупать такую продукцию, несмотря на то, что она может опережать по качеству продукцию раскрученных брендов. Но в маленьком магазине такая продукция смотрится органично, а если подается как «местное», «экологичное» или даже «крафтовое», то вызывает интерес и доверие. Особенно актуально для магазинов в небольших городах, где легко найти поставщика сельхозпродукции.
Менять ассортимент. В крупных сетевых магазинах выставлена продукция одних и тех же брендов вперемешку с товарами собственного производства, например «Красная цена» или «Каждый день». Покупатели приходят за привычными продуктами и не ждут новинок. В то же время малая розница может корректировать ассортимент хоть каждую неделю и вызывать интерес покупателей: в магазин будут заходить как минимум из любопытства. А еще такая гибкость позволяет оперативно тестировать гипотезы и узнавать, какие наименования продаются лучше других.
Пользоваться системами лояльности. Система в базовом варианте выглядит так: покупатель регистрируется в приложении, а при покупке показывает кассиру QR-код. Кассир сканирует код и покупатель получает бонусы или скидку. Через это же приложение можно «догонять» покупателями акциями и распродажами. При этом необязательно разрабатывать собственное приложение — можно воспользоваться готовыми решениями, например CRM для магазинов.
Передать задачи на аутсорс. Федеральные сети покупают передовые знания и опыт, нанимая в штат высококвалифицированных дорогостоящих специалистов. Маленький магазин не может позволить нанять таких специалистов, но может обратиться за услугами на аутсорсе. Чаще всего передают задачи, которые поддерживают работу компании, но не являются ключевыми:
- кадровое делопроизводство — ведение и учет трудовых книжек, найм и увольнения (в том числе массовый), командировки, отпуска, подготовка документов для сотрудников;
- административные функции — ресепшн, курьерская служба, колл-центр, секретарь, закупки, продажи, маркетинг;
- IT-функции — техподдержка, модернизация IT-инфраструктуры компании, разработка программного обеспечения по техническому заданию.
Если отдавать часть работы на аутсорс, остается больше времени, чтобы заниматься развитием бизнеса и увеличением прибыли.
Главная точка роста — выход в онлайн
Маленький магазин может организовать доставку продуктов так же, как и большой. Но ему потребуется на это больше ресурсов. Например, вот что придется сделать перед запуском доставки:
- рассчитать экономику доставки;
- разработать приложение и сайт;
- найти сотрудников: сборщиков, курьеров;
- закупить термосумки, если продаете готовую еду.
В крупных сетевых магазинах этими вопросами занимаются целые направления, а владельцу розничного магазина придется разбираться самостоятельно. Проблема в том, что руководитель чаще всего полностью занят оперативным менеджментом и не может себе позволить погрузиться в малознакомую тему.
Чтобы выйти из оперативной деятельности, нужно либо умело делегировать задачи, либо автоматизировать торговлю. Если хотите получать больше полезных советов для розницы, подписывайтесь на профиль.