редакции Выбор
SEO на этапе разработки сайта: как сэкономить 3 месяца и 20% бюджета?
При приходе новых проектов на продвижение часто сталкиваемся с сайтами, не готовыми к полноценному SEO. Среди их распространенных проблем:
- неразвитая структура;
- плохая индексация;
- не выстроена иерархия страниц, низкий уровень вложенности;
- страницы созданы статично, не редактируются через админ-панель;
- отсутствует базовая оптимизация тегов, мета-тегов, текстов и т.д.
Решение всех этих проблем требует немало времени — первые результаты SEO будут видны спустя 3-4 месяца активных работ и не раньше. Прибавьте еще время на разработку. И в итоге сайт начнет приносить первую прибыль где-то через полгода.
Чтобы сократить этот срок и быстрее выйти на прибыль у нас возникла идея комплексного подхода — сочетание разработки и поискового продвижения. Экономия при этом составляет минимум 60 000 рублей, а первые результаты видны сразу после индексации сайта.
Чем чревато отсутствие SEO на этапе разработки сайта?
Созданные без привлечения SEO-специалистов сайты не отвечают ряду требований поисковых систем. Страницы плохо ранжируются, поэтому их сложнее и дороже продвигать. При этом доработки зачастую обходятся не дешевле самой разработки, ведь переделывать приходится основные элементы сайта: структуру, контент, юзабилити.
Вплетенная в разработку SEO-оптимизация позволяет избежать распространенных ошибок. Еще на первых этапах закладывается фундамент для будущего продвижения. Работая в тандеме с разработчиками, SEO-специалисты собирают семантическое ядро и составляют рекомендации по:
- основным блокам и элементам сайта;
- перелинковке страниц;
- CMS;
- структуре и наполнению;
- коммерческим факторам;
- региональности.
SEO-продвижение на этапе разработки не гарантирует выход в топ-10 в первый же месяц, но помогает обойти конкурентов, которые создали сайты без учета требований поисковиков. Первые результаты при этом появятся довольно скоро — нужно лишь дождаться индексации всех корректировок. Например, Яндекс и Google отдают предпочтение проектам с продуманной структурой и выстроенной иерархией страниц. И это лишь один из моментов, без которых занять высокие позиции в выдаче будет невозможно.
Какие задачи решают SEO-специалисты в процессе разработки сайта?
Обсуждение концепта дизайна сайта, сбор семантики
Разработку можно сравнить со строительством — в первую очередь нужны «чертежи» для понимания желаемого результата. На начальных этапах SEO-оптимизаторы продумывают прототип и оформляют информационную структуру сайта.
В это же время на основе анализа ниши и конкурентов собирают семантическое ядро для дальнейшего продвижения. Релевантные ключи объединяют в кластеры, выстраивая дерево запросов, по которому пользователи будут находить сайт. Такая база будущей структуры помогает эффективнее выстроить навигацию, выделив наиболее важные страницы для индексации.
Комплексный подход «разработка+продвижение» позволяет выполнить эти работы за 1 месяц, тогда как по отдельности они требуют в 2 раза больше времени.
Разработка структуры, дизайн страниц и верстка
Структура сайта должна быть не только логичной и удобной, но и соответствовать реальному спросу пользователей. Менять ее при продвижении уже готовых сайтов приходится довольно часто, что приводит к существенному увеличению затрат на SEO. Чтобы избежать этого, оптимизаторы в ходе разработки изучают спрос, конкурентов и семантику для составления правильной структуры.
После создания макетов и верстки страниц SEO-специалисты проверяют:
- наличие навигационных элементов, например, хлебные крошки;
- перелинковку страниц;
- мета-теги;
- доступность и актуальность контента;
- разметку текста с заголовками и подзаголовками;
- адаптивность на мобильных устройствах;
- остальные элементы из макета.
В комплексе эти работы занимают не более месяца, по отдельности — минимум 2 месяца.
Внутренняя оптимизация и работа с контентом
Для лучшего ранжирования в поисковых системах SEO-специалисты на этапе разработке проверят корректность файла robots.txt, Sitemap.xml, 301 редирект, 404 и прочие ошибки. Чтобы сайт не вызывал у пользователей раздражение — оптимизируют скорость загрузки страниц. Для настройки целей и отслеживания результатов подключат Яндекс.Метрику и Google Analytics. Задача при этом — правильно обозначить целевые действия аудитории на сайте.
Одновременно с этим идет работа с контентом — при запуске сайт должен быть наполнен и готов к притоку посетителей. А благодаря заранее выстроенной структуре и сформированной семантике составление контент-плана и ТЗ для копирайтеров не займет много времени. По итогу оптимизаторы сохранят силы для общего улучшения сайта, избежав этапа решения проблем на старте продвижения.
Какие результаты дает комплексный подход?
Все работы в случае комплексного подхода, от брифинга до запуска проекта, займут не 5-6 месяцев, а всего 3. Не так давно мы проверили это на практике при продвижении интернет-магазина детской одежды AveKids. Основная часть продаж заказчика шла через Instagram (деятельность запрещена в России). После блокировки соцсети число заказов резко упало.
Сайт при этом был, но никак не продвигался и создавался на конструкторе Ecwid, каталог которого подтягивался скриптом, из-за чего роботы поисковых систем не видели контента, и все страницы имели одинаковый вид:
Решением стала разработка нового сайта на платформе 1С-Битрикс с использованием готового комплекса компонентов Аспро:Маркет. На этапе создания подключили SEO и провели следующие работы:
- техническая оптимизация;
- сбор семантики;
- проработка структуры;
- контентная оптимизация;
- подключение дополнительных каналов.
Сайт запустили в сентябре, и уже спустя месяц получили такие показатели:
Рост конверсии:
Позиции после индексации страниц:
По итогу одних лишь работ по SEO стоимость лида снизилась с 299 р. до 132 р.
Ведение Яндекс Директа позволило увеличить число конверсий в ноябре до 113:
Таким образом, стоимость лида удалось сократить с 1532,85 р. до 271,3 р.
Эффект после оптимизации магазина на Wildberries также был достигнут достаточно быстро:
По итогу мы смогли вывести основные конверсионные запросы на высокие позиции в короткий срок, оперативно подключить контекстную рекламу, улучшить позиции на маркетплейсе Wildberries.
Комплексное продвижение и оптимизация сайта на этапе разработки привели к снижению средней стоимости лида. При этом, несмотря на блокировку Instagram (запрещен в РФ), в аналогичный период среднемесячные продажи выросли на 50%.
Вывод из всего этого простой — без привлечения SEO-специалистов на этапе разработки продвижение будет дольше и дороже. Но если думать на 2 шага вперед, можно сделать полностью готовый сайт, который понравится пользователям и поисковым роботам, будет иметь высокую конверсию и оправдывать вложения.