Как компании безболезненно перейти на удаленку
Рассказываю, как выглядел переход на удаленку у нас в ICE Partners в 2020 году.
Подготовка
Когда началась первая волна заболеваний, мы пробовали ходить на работу по несколько человек. Но быстро поняли, что так получается неэффективно, поэтому перевели всех сотрудников на удаленку. Многое у нас уже было готово для такого формата:
- Все общение с конечными заказчиками и все продажи происходят по телефону. Мы почти ни с кем из клиентов не виделись вживую, поэтому продажи от перехода на удаленку не пострадали.
- 1С установлена на внешнем сервере. Мы выбрали компанию, которая его обслуживает и меняет программу под наши задачи и требования. Раньше у нас был свой сервер, но с ним постоянно возникали проблемы, которые требовали физического присутствия сотрудника.
- Телефония тоже находится на внешнем хостинге. Мы довольно быстро перешли с собственного сервера на внешний — по сути, нужно было только перевести пользователей. Сейчас на внешнем сервере настроены регулярные резервные копии и обновление каждое воскресенье в 4 утра. Это нужно, чтобы в случае сбоя в понедельник можно было быстро среагировать. Но пока у нас такого не происходило.
- Курьерская служба для бумажного документооборота. У нас уже была отлажена система доставки документов клиентам, которым требовались бумажные экземпляры.
Аренда помещения
Мы попытались поторговаться за снижение аренды с предыдущим владельцем, но получили отказ. Тогда мы сняли склад и перевезли туда всю мебель и технику. Аренда склада обходилась нам в 6 раз дешевле офиса.
Но мы все-таки дополнительно сняли небольшое помещение под технический офис и установили там дежурство одного из коллег. Это было необходимо, чтобы централизованно принимать курьерские доставки от клиентов и делать отгрузки для транспортных компаний.
Рабочие инструменты для сотрудников
- Телефония на смартфонах. В офисе мы использовали телефонию на стационарных аппаратах. Но дома это оказалось для многих неудобным. Поэтому мы установили сотрудникам на смартфоны программу с телефонией. Она почти не расходует зарядку, а во время звонка появляется уведомление, что нужно зайти в приложение и ответить.
- У руководителей есть централизованная статистика звонков, запись разговоров и учет пропущенных вызовов. Это помогает контролировать качество работы даже дистанционно.
- Бесплатная программа для конференций. Мы без проблем проводили онлайн-совещания как внутри команды, так и с клиентами. Для удобства руководитель разделил неделю на разные сферы: в один день он работал с продажами, в другой — с финансами, в третий — с маркетингом. В эти дни проходили совещания с соответствующими отделами, назначались цели и сроки выполнения задач.
- CRM-система Bitrix 24. Там лежат все документы, звонки и касания с клиентом. Доступ к ней можно получить с любого компьютера.
- В качестве файлового хранилища — Яндекс и Гугл Документы. Например, реестр договоров лежит на Яндекс.Диске. А все ссылки цепляются в CRM-систему.
- Почта на облачном сервисе Office 365. Она доступна на всех устройствах, через которые можно выйти в интернет.
- Принтеры и FineReader. Часть принтеров пришлось купить, потому что их не было дома у сотрудников. А для потокового сканирования мы используем мобильное приложение FineReader. С него легко сразу формировать pdf-файлы, отправлять их в облако и даже распознавать текст.
Так мы подготовили техническую часть работы к дистанционке. Но самая главная проблема перехода на удаленку — это отсутствие не инструментов, а культуры самостоятельной работы.
Какие проблемы нужно решить со стороны команды
К удаленке следует готовиться не только технически, но и психологически. Как обычно работает классическая команда в офисе в большой корпорации? Есть начальник, есть подчиненный. Начальник ставит задачи, подчиненный их выполняет в строго определенное время. Потом приносит результат начальнику, получает новые задачи, и так по кругу. В этой системе отсутствует элемент самостоятельности.
Все привыкли, что есть начальник, который всегда прав и несет ответственность за результат. А подчиненные боятся брать ответственность, потому что инициатива всегда наказуема. Плюс в компаниях часто есть запрет на ошибку: если ты берешься за дело, то должен выполнить его идеально. В итоге для подчиненных работа — способ выжить, а не жизнь. Поэтому главная задача — просто усидеть на месте и не потерять средства к существованию. А общая цель компании, отдела или продукта забывается. Если такую команду бросить в непривычную среду (а удаленка таковой и является), то работа встанет.
Как понять, готова ли ваша команда к удаленке?
- Попросите своих коллег написать, в чем заключается главная цель их работы, для чего они выполняют свои задачи вот прямо сейчас.
- Посмотрите, насколько по-разному ответили ваши подчиненные. Если ответы сильно отличаются, команда не готова. Все ответили примерно одинаково — можно переводить на работу из дома.
Как вернуть команде самостоятельность?
- Делегировать больше задач. Можно делать это постепенно. Вам страшно делегировать? Тогда спросите себя: «А что будет, если задачу не выполнить?» И помните, что люди не захотят провалить ваше поручение, они хотят его сделать максимально хорошо в меру своих возможностей.
- Вернуть команде образ общей цели. Рассказывать, для чего они делают тот или иной продукт или программу.
- Показывать ценность командной работы. Можно на примере элитного бегуна. Он приезжает на Олимпийские игры с командой: там есть врач, диетолог, несколько тренеров, менеджер. Благодаря им бегун может сосредоточиться только на беге и сделать это лучше всех. А если бы ему пришлось самому рассчитывать свое питание, искать и бронировать жилье, придумывать план тренировок, то у него бы не осталось сил и времени на бег. И результата бы не было.
Если вы научите своих подчиненных самостоятельной работе, переход на удаленку не ударит по качеству и производительности труда.
PS: У меня в закромах есть еще много наработок о том, как мотивировать команду на удаленке и контролировать процессы, чтобы качество работы мало того, что не пострадало, а еще и повысилось. Если эта статья наберет много реакций и комментариев, напишу вторую часть.