Главное Свежее Вакансии   Проекты
arrow-right Created with Sketch. Инвестиционный Центр Предпринимательства 314 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Развитие стартапа в условиях неопределенности

За основу этой статьи мы взяли подход Эрика Риса Lean Startup - это методика бережливого стартапа.

Основная идея Эрика Риса заключается в том, что традиционный подход к развитию бизнеса не применим к стартапам, потому что стартапы всегда действуют в условиях неопределенности. На ранних этапах развития проекта необходимо постоянно тестировать гипотезы, совершать и устранять ошибки, быть гибкими и быстро принимать решения.

Эрик Рис выделяет две основные причины провала стартапов:


  1. Применение классического менеджмента для стартапа: глубинное исследование рынка и долгосрочная стратегия развития. Этот подход не работает в условиях неопределенности.
  2. Отсутствие какого-либо менеджмента вообще. Когда становится ясно, что классический менеджмент не подходит, стартап можем вовсе отказаться от менеджмента. Но этот подход также плох, как и первый.

При этом стартапом можно и нужно управлять, для этого и разработан метод Lean Startup.

Что такое Lean Startup?


Задача метода Lean startup — помочь предпринимателю избежать риска траты огромных денег и сил ради создания никому ненужного продукта.

В его основе лежит пять принципов:

  1. Предприниматели есть повсюду. Эрик Рис называет предпринимателем любого, у кого есть стартап. А стартап — это «предприятие, цель которого — разработка новых товаров и услуг в условиях чрезвычайной неопределенности. Это значит, что подход „экономичный стартап“ можно применять в компаниях любого размера, даже на очень крупных предприятиях, в любом секторе и в любой отрасли».
  2. Предпринимательство — это менеджмент. Стартапу нужен менеджмент нового типа, который будет подходить к условиям чрезвычайной неопределенности. Эрик Рис уверен, что любой современной компании, развитие которой зависит от инноваций, нужна должность «предприниматель».
  3. Подтверждение фактами. Задача стартапа — не только производить товары и зарабатывать деньги. Стартапу необходимо непрерывное обучение с применением научного подхода и проверки гипотез опытным путем.
  4. Цикл «создать-оценить-научиться». Его суть: Сначала создать минимально рабочую версию продукта, оценить реакцию потребителей, а потом решить, продолжать идти выбранным курсом или изменить направление.
  5. Учет инноваций. Это то, что обычно называют скучными подробностями. Но учет инноваций необходим для улучшения результатов работы стартапа. Учет инноваций — это система критериев и показателей, которые помогают оценить успех (или неудачу) действий стартапа.

Главная задача стартапа — быстро понимать, что нужно рынку, чего хотят клиенты и за что они готовы платить. Поэтому вместо разработки сложных планов нужно пользоваться стратегией «создать-оценить-научиться», то есть создать продукт, предложить его рынку, получить обратную связь и исправить ошибки.

Какая у стартапа цель?


Если просто, цель стартапа — создать продукт, который будет востребован на рынке. При этом выпуск продуктов, которые не нужны людям — самая частая проблема стартапов. Один из способов справиться с этой проблемой — проверка гипотез. Нужно не просто предполагать, чего хотят клиенты, а собирать эмпирические данные и выявлять реальные потребности. Для этого используется минимальный рабочий продукт (MVP) — когда создается не идеальный отшлифованный продукт, а его минимальная версия, чтобы собрать обратную связь от потребителей. Такой подход снижает риск , что стартап создаст продукт, который окажется никому не нужным.

Обратная связь, которую получает стартап в процессе своих экспериментов, может быть качественной — какие опции продукта нравятся, а какие нет, или количественной — сколько клиентов пользуется продуктом, количество зарегистрировавшихся.

MVP — это версия продукта, позволяющая запустить цикл «создать-оценить-научиться» с минимальными усилиями, потратив как можно меньше времени на разработку.

Цель создания MVP — как можно быстрее начать обучение и тестирование на практике. MVP нужен для проверки гипотез предпринимателей, он не должен быть совершенным, он должен быть качественным настолько, чтобы привлекать первых клиентов.

Что делать, если MVP не сработал?


После запуска MVP становится ясно — пользуется продукт спросом или нет. Если нет, нужно совершить вираж — изменить стратегию и создать новую гипотезу, чтобы также ее протестировать.

Вираж требует изменение стратегии с учетом того, какие данные были получены в первом тесте. По сути вираж — это сочетание научного метода проверки гипотез и творческого видения.

Применение метода Lean Startup дает возможность избежать лишних трат за счет быстрого тестирования гипотез без крупных вложений.

Если вы хотите привлечь инвестиции в свой проект и сделать это грамотно, приходите к нам на бесплатный мини-курс, где вы узнаете все тонкости презентации своего проекта и сможете выступить с ним перед инвестором на нашем демо-дне!

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем