Главное Авторские колонки Вакансии Образование
886 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Инновации и тренды в вузовском образовании. Какие стартапы нужны рынку

Николай Викторович Михайлов, проректор по учебной деятельности НИУ ИТМО, в рамках очередной встречи iDoMa поделился историей своего пути в сфере образования, видением перспектив EdTech и рекомендациями для тех, кто хочет развиваться в этом направлении.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Про EdTech

Многие венчурные капиталисты полагают, что EdTech — это next big thing, следующая большая ступень в хай-тек бизнесе, и теоретически они готовы в EdTech вкладываться. Вопрос в том, что пока в этой отрасли нет компаний с капитализацией больше миллиарда, даже на западном рынке. Это означает стадию неопределенности: рынок либо взлетит, либо упадет, и в данный момент большие венчурные игроки пока в него не инвестируют.

Тренды EdTech

Геймификация

Люди лучше усваивают материал в игровой форме. Геймификация образования настолько серьезно проникла в умы как на Западе, так и у нас, что термин уже появляется в документах Министерства образования. Вывод очевиден: это прекрасная рыночная возможность для любой компании, которая умеет разрабатывать игры. И идея здесь не в том, чтобы сделать новый игровой движок, а в том, чтобы на его основе создать учебное приложение.

Дополненное образование

У этого понятия два значения — обучение, предоставляемое по запросу, и рынок дополненной и виртуальной реальности. Считается, что виртуальная реальность будет интенсивно использоваться для обучения уже с 2017-2018 гг.

Первый пример, который приходит в голову, — шлемы виртуальной реальности. Сегодня их производит масса компаний, в том числе такие крупные, как Samsung и IBM. Даже появились первые курсы по обучению, но я пока не могу себе представить, как они сделаны, я их не видел.

Использование GPS в привязке к местоположению

Сегодня существуют онлайн-курсы, которыми пользуются люди по всему миру, и, например, для того чтобы собрать в одном городе проектную команду, используется GPS трекинг.

Мобильное обучение

Прогнозы в этой сфере вполне определенны: все приложения будут мобильными.

Большие данные

Приложений, которые используют анализ больших данных в образовании, сейчас не существует. Безусловно, рано или поздно они появятся, а вот в каком формате — как отдельные приложения или как адаптация существующих приложений big data — пока не известно. Из очевидных вариантов можно назвать статистику использования образовательных ресурсов, индивидуальное образование и персонализацию.

Персонализация обучения

Аспект, несомненно, важный, но для меня неоднозначный: я не вижу возможности создания технологических решений для достижения большей гибкости, адаптации и персонализации.

Корпоративные МОДК (MOOC)

Речь идет о массовых открытых лекционных курсах. Но здесь возникает несколько проблем. Первая — непонятная бизнес-модель: кто будет за них платить? Вторая — отсутствие новизны: уже несколько лет успешно функционирует, например, проект Coursera, и создавать его клон не имеет смысла.

Рекомендации

1.Используйте существующие механизмы поддержки — федеральные институты развития и локальные структуры, всевозможные акселераторы, инкубаторы, технопарки.

2.Используйте существующие API

3.Нейротехнологии

Есть ощущение, что мы стоим на пороге чего-то большого, как в 1993-94 годах, когда уже в полной мере работал протокол TCP IP, но еще не было веба, не было языка HTML и протокола прикладного уровня HTTP. Представьте, что вы находитесь в 1994 году и знаете, что скоро появится Интернет: что бы вы делали, что разрабатывали? Безусловно, систему индексации (Yahoo), поисковики (Google).

Сегодня есть две вещи, которые, вероятно, выстрелят в ближайшие лет пять. Когда это произойдет, много времени уйдет на отлаживание протоколов и интерфейса, но те, кто успеют разработать приложения под несуществующие протоколы, имеют шанс занять место, которое в свое время заняли Google и Yahoo.

Я имею в виду нейробиологию, интерфейсы мозг-компьютер (Brain-computer interface, BCI), и, соответственно, создание обратной связи. Что немаловажно — это одна из наиболее финансируемых областей на сегодняшний день.

Представьте, что нейроинтерфейс существует и используется в образовании. Что вы будете делать с нейроинформацией? Например, можно снимать данные и выяснять, понял ли человек информацию, при каком воздействии он лучше ее усваивает и т.д. Это первая потенциально большая история.

Вторая — нейросистема, т.е. путь к созданию псевдо-искусственного интеллекта. Если вы обратитесь к аналитике, то обнаружите критическую массу работ, связанных с созданием обучающих систем на основе нейросистем.

Представьте, что у вас есть автоматический учитель, который реагирует на ошибки ваших учеников, выставляет оценки, готовит лекции. Что это вам дает? Какое приложение для этого еще не существующего псевдо-интеллекта вы можете придумать? Если придумаете, и это выстрелит, у вас есть шанс стать миллиардером.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем