Как управлять проектами и кому это нужно?
Однажды, когда я только начинал работать, мне сказали, что управление проектами относится к программистам, а к маркетологам никакого отношения не имеет. Поэтому я не очень интересовался этой темой. Однако, впоследствии выяснилось, что с управлением проектами приходится сталкиваться не только в области разработки, но и в других областях. И не только менеджерам, но и линейным специалистам.
Проджект-менеджмент: Как быть профессионалом
Представляю вам книгу Алексея Минкевича и Сергей Дерцапа «Проджект-менеджмент: Как быть профессионалом». В ней вы найдете ответы на вопросы, которые прозвучали в заголовке, а также на множество других.
Знакомство с этой книгой было для меня своего рода открытием, а также привело к множеству инсайтов. Как оказалась, то, чем я занимался большую часть своей карьеры и было управлением проектов. Как минимум, составляло значительную часть моей работы. И не только моей.
Знание методологии управления проектами может здорово расширить горизонты многих специалистов, не связанных с программированием. Например, идея использовать набор опций вместо дорожных карт, принятых в продакт-менеджменте, показалась очень оригинальной и продуктивной идеей не только мне, но и практикующим менеджерам продукта. Оба этих способа давно описаны в теории управления проектами.
Дорожные карты — пример водопадного подхода, при котором все шаги прописываются заранее и не меняются. А набор опций развития продукта, из которых выбираются для реализации наиболее перспективные есть ничто иное как Agile — гибкий подход к разработке продукта.
Каждый из них имеет свои преимущества, ограничения и наиболее эффективен в определенных проектах. Алексей Минкевич и Сергей Дерцап подробно останавливаются на критериях выбора подходящей методологии для определенного проекта.
Другой пример. Авторы «Проджект-менеджмент: Как быть профессионалом» пишут о том, что Kanban, одна из гибких методологий создания продукта, наиболее полезна в условиях высокой неопределенности с частой сменой приоритетов бизнеса, необходимостью внесения коррекций для тестирования гипотез, то есть в стартапе. А стартапы возникают, практически, во всех областях человеческой деятельности. Подробнее о методологиях Kaban, Scrum, фреймворке Agile и многом другом вы можете прочесть в самой книге.
8 целей бизнеса, которые реализуют в проектах
Одна из основных мыслей книги: проект всегда должен подчиняться целям бизнеса. Поэтому всегда нужно хорошо знать и понимать те цели, для достижения которых запущен проект. Чтобы их прояснить, хорошо помогает метод «5 почему», предложенный Сакити Тоёда.
Алексей Минкевич и Сергей Дерцап перечисляют 8 целей бизнеса, для достижения: которых бизнес запускает проекты.
- Заработать деньги
- Соответствовать рынку
- Удовлетворить запросы пользователей
- Соответствовать законодательству
- Внедрить новые технологии
- Проявить социальное участие
- Оптимизировать бизнес процессы и инфраструктуру
- Воплотить чью-то мечту в жизнь
От всего, что не соответствует бизнес целям, нужно отказаться. Этот принцип почти слово в слово повторяет один из принципов Lean Startup, описанных Эриком Рисом, согласно которому из минимально рабочей модели (MVP) нужно убрать все то, что не помогает в тестировании той или иной гипотезы. Для продукта и его разработки будет иметь значение только тот функционал, который решает задачи бизнеса: удовлетворяет конкретные запросы пользователей. И только в том случае, если тестирование с помощью MVP показало, что пользователи готовы за это платить. И хотя Agile, Lean Manufacturing и Lean Startup, строго говоря, не одно и тоже, эти методологии дополняют друг друга и обогащают профессиональный кругозор того, кто ими владеет.
Управление проектами
Алексей Минкевич и Сергей Дерцап хорошо описали ключевые термины и роли, которые используются в управлении проектами, стадии и риски проекта от инициации до завершения. В книге доступным языком изложено: как нужно описывать проект, его устав и содержание работ, требования к проекту. Отдельно рассмотрены критерии качества и приемки проекта, ограничения и допущения.
Авторы подчеркивают, что важно убедится в том, что все ключевые моменты не только приняты всеми сторонами, но и понимаются ими одинаково. Это позволит избежать провала проекта и конфликтных ситуаций.
В книге есть чеклист из 9 пунктов, который позволит заказчику и исполнителю лучше понять друг друга и сформулировать требования к проекту.
9 ключевых вопросов по проекту
- Для чего запускается проект, какова его бизнес-цель?
- Кто есть кто? Какова роль заинтересованных лиц в проекте?
- Как реализация проекта повлияет на всех причастных к нему лиц?
- Кто еще и как может помочь проекту?
- Насколько важен (финансово) проект для компании?
- Есть ли у компании собственные ресурсы и инфраструктура для выполнения этого проекта?
- Критерии завершенности проекта
- Критерии успешности и приемки проекта
- Сроки. Что и когда должно быть готово?
Управление командой проекта
В книге вы найдете описания основных терминов управления проектами и примеры их использования Это позволит вам чувствовать себя уверенно при обсуждении вопросов в смешанных командах, также лучше понять базовые задачи и принципы управления коллективом.
Целые главы книги посвящены таким вопросам как управление рисками, управление командой проекта, найм и увольнение сотрудников, разрешение конфликтов, построение и контроль коммуникаций в команде. Наконец, в книге вы найдете ответ на вопрос: «Как стать хорошим руководителем?» Цитата из книги:
Сначала сфокусируйся на том, чем ты можешь быть полезен людям, и только потом у тебя появится право что-то просить или указывать им, что делать.
Кому будут полезны знания и навыки управления проектами?
Перечисленные выше цели бизнеса, для достижения которых и запускаются проекты, говорят об универсальности теории управления проектами и ее полезности, практически, во всех сферах деятельности, в том числе, в маркетинге. Лично я для себя узнал много нового.
В частности, одной из целей бизнеса являются проекты по созданию успешных продуктов по запросам пользователей, анализ которых входит в сферу деятельности продакт-менеджера и продуктового маркетолога. Также в качестве цели бизнеса отмечается воплощение чьей-то мечты в жизнь — то, чем занимается большинство стартаперов.
Во введении написано, что книга будет полезна тем, кто только раздумывает о том, стоит ли стать ПМ-ом. А также начинающим и опытным руководителям проектов, владельцам бизнеса. На мой взгляд, книга будет полезна абсолютно всем, кто работает в IT: от офис-менеджеров до председателей советов директоров. А также всем тем, кто работает в любой области на менеджерской должности или планирует ее занять.
Я думаю, что книга также будет полезна любому фрилансеру и всем тем людям, которые пользуются их услугами. Базовые знания, которые дает книга, помогут правильно определить содержание работ, сроки, стоимость и сопутствующий риски как заказчикам, так и исполнителям..
Надеюсь, многим, как и мне, будет интересно описание жизненного и карьерного пути Алексея Минкевича и Сергея Дерцапа. Вы в очередной раз сможете убедится, что все достижения — это упорство и труд умноженные на удачу.
Книга написана очень простым и доступным языком. В ней даётся хороший обзор всех тех процессов и задач, с которым приходится придется столкнутся любому менеджеру. Если вы задумываетесь о карьере руководителя, эта книга не только ознакомит вас с будущей работой, но и поможет Вам сделать правильный выбор.
Приятного вам чтения!