редакции Выбор
Как Яндекс перехватывает трафик на свои сервисы
В один прекрасный зимний день в конце 2019 года я заметил, что у портала Artist.ru стал проседать трафик из Яндекса по данным Метрики. За этим проектом я всегда слежу более внимательно, потому что Artist.ru — это агрегатор в теме event-индустрии, что позволяет взглянуть на работу данного типа сайтов не со стороны конкуренции в SERP`e, а изнутри. Всего трафик просел примерно на 30-40% от аналогичного периода прошлого года.
Сразу были проверены самые логичные теории:
- Снижение интереса к тематике;
- Проблемы с мобильной версией сайта;
- Снижение трафика из отдельных регионов;
- Технические проблемы;
- Снижение позиций на фоне любого из факторов.
Интерес к тематике в целом в течение года снижался, однако не столь значительно, как трафик на сайт, а в конце года вообще отметился рост. Возможно, данный рост вызван накруткой ПФ, проверить это невозможно.
Мобильная версия потеряла меньше трафика, чем десктопная.
По регионам теория тоже не подтвердилась, снизился трафик как из крупных агломераций, где у сайта хорошие позиции, так и из мелких городов.
Подробный технический аудит не нашел каких то серьезных проблем на сайте, ну и будь что-то с технической стороны — Google тоже просел бы, а из него трафик даже вырос.
Позиции тоже остались на том же уровне, что и год назад, зеленым обозначены запросы в Топ-3, желтым — в Топ-10, красным в Топ-30.
После такого остается предположить, что трафик стал снижаться на стадии SERP. Проверка тематических запросов сразу дала результат в виде красивого колдунщика Яндекс.Услуг, на всех платформах:
Яндекс.Услуги на высоких позициях (выше первого места или под ним), в форме красивого колдунщика, с фотографиями, ценами и возможностью прямо из выдачи позвонить/написать. Дело раскрыто, наш трафик из Яндекса утащил сам Яндекс к себе.
Поисковые системы как пожиратель интернета
О желании поисковиков замкнуть интернет (точнее ту часть его, что способна приносить деньги) на себя известно и понятно давно. Понятны и причины — в Googlenet/Яндекснете не будет дорвеев, кривых и устаревших сайтов, большей части сетевого мошенничества и прочих опасностей интернета, а основная часть денег будет напрямую идти в карман поисковых систем, минуя разработчиков и SEOшников. Google работает с этой возможностью достаточно осторожно, справедливо опасаясь антимонопольного преследования и многомиллионных исков, Яндекс, по понятным причинам, менее связан по рукам и ногам, и пытается подмять под себя Рунет более активно.
Яндекс попытался создать метамагазин, где будут все товары Рунета, из Маркета. Изначально все шло хорошо, но, после повышения ставок часть магазинов ушла, и Маркет подсдулся, а Яндекс сделали выводы и перестал действовать настолько в лоб.
Сейчас Яндекс делает ставку на Турбостраницы и Турбосайты, именно поэтому поисковик так старательно навязывает Турбо в Вебмастере, предлагая всем возможным сайтам перейти на это решение. Пока внедрение Турбо происходит добровольно, но, если дело пойдет не так быстро, как хотелось бы Яндексу, они всегда могут чуть-чуть исправить алгоритм и дать сайтам с Турбостраницам небольшой бонус к ранжированию.
С Яндекс.Услугами сейчас несколько иная ситуация — это чрезвычайно выгодный для любого поставщика услуг сервис, потому что он бесплатный, достаточно легкий в использовании (я протестировал) и позволяет оказаться на первой странице выдачи Яндекса, да еще и показать свои лицо и имя. Если Яндекс не будет жадничать, вводить обязательную подписку и требовать много денег, и будет не слишком нагло манипулировать своей же выдачей, то через обозримое время Услуги могут выдавить остальные агрегаторы.
Интернет в ближайшие годы будет сильно меняться в сторону укрупнения, увеличения контроля и роста влияния нескольких суперкомпаний, и новая сеть может оказаться менее приятным местом для нас всех, и в том числе для тех, кто зарабатывает на создании и продвижении сайтов.