Вам посылка: в Московском регионе количество постаматов вырастет до 30 тысяч к 2030 году
Количество постаматов в Москве и Московской области должно к 2030 году вырасти в два раза — с 14 до 30 тысяч. Об этом сообщается в исследовании столичного Агентства инноваций и «РБК Исследования рынков». По данным экспертов, это произойдет из-за развития рынка интернет-торговли в B2C и C2C-сегментах, а также появления постаматных сетей, работающих по модели совместного использования, таких как «Московский постамат», когда одним устройством могут пользоваться различные маркетплейсы, интернет-магазины и логистические компании.
Аналитики считают, что такой рост продиктован объективными причинами. Например, с каждым годом интернет-торговля набирает обороты: по прогнозам, сегмент e-commerce будет расти в среднем на 10% ежегодно в ближайшие пять лет. Другой фактор, который ведет к развитию отечественного и глобального рынков постаматов, — это увеличение объема рынка C2C-отправлений физическими лицами через платформы объявлений, типа «Авито» или «Юла». В 2021 году оборот в этом сегменте вырос на 25% и составил 1,32 трлн рублей.
Несмотря на то, что e-commerce будет существенно расти в ближайшие годы, аналитики также выделяют барьеры, мешающие популяризации сети постаматов в России. К ключевым недостаткам таких устройств авторы исследования отнесли неудобное расположение и часы работы, а также непонятный для пользователя интерфейс и способ оплаты. Как результат — доля постаматов среди всех способов доставки онлайн-заказов остается незначительной. Например, в 2021 году по России она составила всего лишь 2,1%, в Москве и Подмосковье — 2,4%. Чтобы устранить основные барьеры, в столице запустили проект «Московский постамат», в рамках которого к 2025 году в городе будет создана сеть из 10 тысяч устройств совместного использования. Жители смогут получать товары даже в подъездах своих домов в любое удобное время.
Что касается основных игроков на российском рынке постаматов, то здесь лидирующие позиции занимают логистические операторы — на них приходится около 70% рынка. Оставшиеся 30% постаматов, установленных в России, принадлежат маркетплейсам. Абсолютный лидер по количеству таких устройств доставки в стране — СберЛогистика, которая имеет свыше 10 тысяч постаматов по РФ. Это почти 22,8% от всего рынка. На втором месте — Cainiao, дочерняя компания Alibaba Group, которая доставляет заказы с платформы AliExpress. Ее доля на рынке — 13,7% (более 6 тысяч постаматов в РФ). Тройку лидеров замкнула 5Post — 12,8% или более 5600 постаматов.
Отмечая тренды, которые уже активно внедряются или в скором времени будут диктовать правила игры на рынке постаматов, авторы исследования выделили несколько из них. Во-первых, это расширение границ использования постаматов — не только для заказов из интернета, но и в других целях. Например, с осени 2022 года Альфа-Банк доставляет свои банковские карты в постаматы 5Post, откуда клиент их может забрать. В свою очередь, девелопер «ПИК» еще в 2021 полностью перевел передачу ключей от квартир собственникам через постаматы, расположенные на первом этаже здания. Очевидно, количество бытовых и иных услуг, которые будут оказываться россиянам через постаматы, будет только расти. Во-вторых, это размещение постаматов в подъездах жилых домов, а также возможность не только приема, но и отправки товаров самими россиянами, например, в ателье или прачечную. Как было отмечено ранее, подобную задачу в столице призван решить проект «Московский постамат». В-третьих, на рынке все чаще появляются новые типы устройств, предназначенные для грузов разных типов, в частности, мебели или продуктов питания, в том числе готовых блюд. Одним из пионеров в этой сфере в отечественном сегменте является компания Engy. Она разрабатывает продуктоматы, способные поддерживать оптимальную температуру и хранить даже скоропортящиеся товары.
Что касается мирового рынка постаматов, то он, как и российский, также будет расти в ближайшие 7-10 лет на 12% ежегодно и достигнет $2 млрд к 2030 году. При этом в Европе и странах Северной Америки, помимо роста интернет-торговли и C2C-отправлений, еще одним драйвером развития рынка постаматов служит экологическая или «зеленая» повестка. По данным авторов исследования, отказ от доставки товаров до двери в пользу постаматов позволил бы значительно сократить выбросы CO2 в окружающую среду.
Вера в развитие глобального рынка постаматов также присутствует и у венчурных фондов, и бизнес-ангелов: в 2021 году 44% из общего объема инвестиций, вложенных в логистические компании, были привлечены стартапами в сфере «последней мили».