редакции Выбор
Эмоции в удаленной работе: почему большинство проектов угасает
Всем привет! На второй год ведения проекта inSearch App мы решили рассказать о том, что находится за постами о нашей истории vk.com/insearchapp
В этой группе мы очень откровенно пишем про все свои взлеты и падения, но за тем, чтобы результаты были (о чем писать), стоит большая внутренняя работа. Во время разработки мы использовали командный чат Slack. Все участники совмещали с основной работой, поэтому появлялись в чате когда смогут.
Мы завели целых 23 канала, посвященных разработке, дизайну, пользовательским историям и даже конкурентам. Стоит отметить, что бесплатная версия Slack отображает только последние 10 000 сообщений, и постепенно большая часть нашего текста ушла в архив и стала недоступна. Особенно обидно за конкурентов и идеи про будущее; но мы растем, меняемся, приходят новые идеи и новые вызовы. Сложно планировать надолго вперед.
Команда состояла из начинающих разработчиков, поэтому я ожидала, что коммуникации будут не слишком интенсивными и в основном - по делу. Это было замечательно, но дальше неделя за неделей общие каналы в чате обновлялись в основном только мной. Просто задать вопрос не работало - я не получала ответа, и тогда приходилось обращаться ко всем по имени и/или писать в личку. Иногда по несколько раз.
До сих пор большая часть проекта состоит из сообщений 1-на-1 со мной. Сначала я переживала, что это демотивирует остальных участников - я вижу активность по всем направлениям и в курсе всех задач, а командные обсуждения возникают редко и вокруг конкретных технических вопросов. Но когда пишешь в общий чат и ждешь обратную связь или поддержку - большинство молчит. Поэтому я прекратила попытки сближать участников - изредка публикуя в общие ветки достижения в виде наших новый статей, подписчиков или общие объявления.
Отчасти такое молчание было связано со страхом критики - вдруг твои гениальные идеи, наброски или новый функционал будет подвергнут неприятным комментариям? Откуда у новичков (да и у меня тоже) мог быть опыт работать с негативными комментариями, оставаясь вежливыми и не переходя на личности? А главное - желание понять друг друга и работать дальше вместе. Я пыталась созваниваться в Skype, но как правило это только оттягивало уход из проекта. Проблема обсуждалась, но не решалась. Для некоторых проще было перестать отвечать на мои сообщения или добавить в черный список.
Мы не включали видео - некоторые и голосом не хотели общаться, поэтому такое вмешательство в личную жизнь могли совсем плохо воспринять. Когда я работала менеджером проектов, видеообщение не было принято; я не знала про некоторых сотрудников, как они вообще выглядят и где живут. Поэтому я думала, что отсутствие зрительного контакта в нашем проекте - тоже некритично.
В inSearch App зарплат не было, поэтому все держалось на доверии и понимать, с кем работаешь вместе и как у него дела - особенно важно. Но из-за того, что мы работали по вечерам и выходным, мне приходилось звонить в 21-22 вечера - я вмешивалась в личное время разработчиков и не хотела добавлять поводов для ревности. Я ловила себя на мысли, что если бы была парнем - таких сомнений и ситуаций не возникало.
Хотя конечно иногда мне хочется посмотреть в глаза, особенно когда обсуждаешь будущее приложения или хочешь вместе порадоваться нашим успехам. В некоторые дни мои пальцы очень устают набирать текст, и я отвлекаюсь на сравнение "а как же круто иметь возможность хотя бы иногда встречаться вживую" или "когда вся команда сможет работать над проектом полный рабочий день?".
Пока этого нет, 95% коммуникации происходят через текст и асинхронно. Я написала - участники ответили, и паузы могут быть от 10 секунд до нескольких часов. Я понимала, что одним текстом все оттенки не передашь, и нужно использовать смайлики, чтобы конкретизировать подтекст сообщений. Некоторые ограничивались "спасибо" и "ну да" в таком контексте, что это звучало двусмысленно. До проекта и мне честно хватало ), )), :) и =/ в обычной переписке.
Можно как угодно относиться к emoji - любить или ненавидеть, но в нашем случае они прилично экономили нервные клетки и удлиняли срок участия в проекте тех, кто их использует.
А чаще всего использовали emoji я и Никита - и это далеко не последняя причина, почему у нас не было конфликтов и было проще с мотивацией. Самые популярные emoji в Slack почти не менялись за всю историю проекта:
😂 - это шутка; да ладно; класс; что-то забавное
😊 - просто хорошая новость, идея, настроение (отправила или получила)
🤔 (иногда 🤔🤔🤔) - один из самых популярных смайликов, когда мы обсуждаем продвижение приложения. или HR. или backend
👍 - поддержка, одобрение. очень важный для обратной связи смайлик!
🙂 - просто что-то хорошее, но не слишком
😔 - смайлик для получения или отправки грустной новости. у нас ушел дизайнер или обнаружился новый баг или что-то не сразу получается
😌 - предвкушение, что все будет хорошо
☺️ - довольный смайлик. причины могут быть разными
😈 👿 - что-то плохое и вызывающее смешанные эмоции
🙏 (иногда 🙏🙏🙏) - когда просишь разработчика пофиксить баг вовремя или сделать что-то в соцсетях ради проекта
😖 - скорее всего, речь идет о проблеме
😴 - пожелание спокойной ночи или намек, что уже очень хочется спать, а не ждать апдейт
P.s. надеюсь наш опыт окажется полезным всем, кто выстраивает удаленные коммуникации в своих командах. Если же у вас есть возможность встречаться вживую и работать рядом над своим проектом - цените это! Вы можете вместе ходить на мероприятия, успеваете гораздо больше обсудить и вам проще делиться мотивацией и поддержкой. У вас меньше текучка кадров и больше возможностей разрешать конфликты, а вместо смайликов - живые эмоции и драйв от работы над своим делом. 😔