Дизайнерский ремонт: статусность или индивидуальность
Как известно, сам термин «дизайн интерьера» означает и процесс, и результат. В отношении процесса у дизайнера и заказчика присутствует исторически проверенная общность понимания (как правило, закрепленная в договоре): дизайнерский ремонт — это услуга по капитальной реконструкции принадлежащего заказчику жилого пространства, полной перепланировке помещения (дома, квартиры), созданию уникального стиля интерьера, проектированию отдельных функциональных зон в зависимости от вкусов и пожеланий заказчика.
А вот с результатом все не так просто, поскольку он предполагает ответ на вопрос об успешности реализации определенных целей и задач создания интерьерного дизайна на территории клиента. Дизайнер и заказчик вкладывают в понятие «дизайнерского ремонта» разные смыслы. И достигнутый результат оценивают по-разному.
Для дизайнера — это всегда индивидуальный проект «под заказчика», учитывающий характер клиента, его демографию, образ жизни, привычки, предпочтения и желания (высказанные и «считанные» дизайнером). Для профессионала основная задача дизайнерского ремонта — создать удобный, красивый, функциональный интерьер, который в полной мере является портретом вкусов заказчика.
При этом в рамках проблематики проекта дизайнер реализует и собственные креативные и художественно-эстетические принципы, глубокое понимание «стиля времени» (и особенностей каждого из его суб-стилей), и в этой связи старается предложить заказчику (не навязывая своих решений!) что-то стильное, яркое, свежее и интересное.
Разница в подходах нередко приводит к возникновению непонимания и недоверия между заказчиками и дизайнерами в процессе ремонта.
Одни заказчики (в отзывах, разумеется) жалуются, что дизайнеры в проекте не учитывают их пожеланий, навязывают свое понимание стиля («выбранная нами плитка в ванную и на кухню была значительно лучше той, на которой настояла дизайнер»). Другие клиенты уверены, что, привнося в проект что-то необычное, но совершенно не подходящее к особенностям, стилю жизни и привычкам их семей, специалисты тем самым реализуют в премиум ремонте свои собственные амбиции («я сразу сказала, что наши два сорванца и собака за один вечер заляпают и порвут обивку из белой тонкой кожи дивана в гостиной, но дизайнеру, видимо, очень хотелось разместить проект у себя в инстаграме»).
В свою очередь некоторые дизайнеры скорее откажутся подписывать договор с заказчиком, чем возьмутся за проект неадекватного, «всегда-все-лучше-всех-знающего» клиента («Предпочитаю не портить себе портфолио и сразу отказаться от сотрудничества с таким клиентом, который будет подвергать сомнению любое мое решение и вносить бесконечные правки и переделки в проект».
При этом отказ дизайнера от заказчика по «эстетическим соображениям» (например, устаревшие предпочтения клиента, попытка соединить в интерьере не сочетаемые друг с другом элементы) в дизайнерском сообществе не только не приветствуется, но и считается верхом непрофессионализма. В конце концов, приглашают дизайнера не для эстетического образования заказчика, а для формирования концепта интерьера, выраженного в дизайн-проекте, наряду с его умением слушать и находить компромиссы, объяснять и показывать на практике, переубеждать и предлагать лучшие решения.
Дизайн интерьера: элитность и статусность
Для многих премиальных заказчиков, планирующих дизайнерский ремонт, как показывает практика проектов, самое важное в интерьерном дизайне — элитность и статусность, что кстати, (с некоторыми оговорками) дополняет представление самих дизайнеров о создаваемых премиум-интерьерах.
Разумеется — и это не новость, статусность для клиента и его окружения, на представления которого о «вау-интерьере» он ориентируется, имеет прямое отношение как к эксклюзивности, так и к высокой стоимости ремонта. Но обстановка в стиле «дорого богато» на статус клиента уже точно не работает. Роскошь «великолепного века» — барочная позолота лепнины, массивные люстры из хрусталя и ковры «под леопарда» безвозвратно ушли в область предания. Современный премиальный заказчик в значительно большей степени, чем пару десятилетий назад, «насмотрен» и искушен, разборчив и требователен, и он уже дитя другого века.
Используемые сегодня в элитном интерьере натуральные материалы, редкие породы дерева, панорамное остекление, умопомрачительные ткани и драпировки, инженерия «умного дома», эксклюзивная мебель и фурнитура наряду с высоко качественной авторской работой — это настолько же дорого по затратам, насколько просто и элегантно. Стильной отделке и люксовым вещам в современных интерьерах сегодня не позволено «громко кричать» о своей роскоши, но только достойно «намекать» на высокий статус владельца.
Если верно, что элитный интерьер, на который нацелен дизайнерский ремонт — это портрет вкусов заказчика высокого ценового сегмента, то на еще при первом общении этот портрет прежде всего должен сложиться в голове дизайнера. Каковы эти вкусы? И чего на самом деле хочет современный заказчик, «имеющий деньги»?
«Вкус интерьера», который, как принято считать, определяются типологическими чертами личности, ее доминирующими особенностями восприятия, на сегодняшний день, казалось бы, гарантируют статусному клиенту максимальную свободу выбора и творчества. Однако, парадокс заключается в том, что информационно-рекламная среда, насыщенная «лайфхаками» и чужими интерьерными идеями, формирует клиповое мышление, враждебное формированию «вкуса интерьера», предполагающему анализ и систематизацию полученного визуального опыта.
Вынашивая идею премиального ремонта, владелец помещения терпеливо и настойчиво «охотится» за гламурными визуализациями и конкретными предметами интерьера. «Теперь я хорошо знаю, что мне нравится, но я просто не понимаю, как все это объединить» — такие признания дизайнеры интерьеров часто слышат от своих потенциальных клиентов. Высокий уровень «насмотренности» не помогает механически сложить из разрозненных картинок-«хотелок» целостный стиль «своего» дизайна, действуя, как гоголевская разборчивая невеста, которая пыталась «склеить» единый образ идеального жениха, «приставив губы Никанора Ивановича к носу Ивана Кузьмича».
На помощь расфокусированному сознанию клиента всегда готова прийти творческая способность дизайнера пересоздавать расхристанный хаос вещей, мебели, декоративного убранства и оборудования с их функциональными удобствами в стройный ансамбль стилевого или концептуального единства. Однако даже самый стильный и современный, идеальный, по меркам дизайнера, премиум-ремонт славы ему не стяжает (портфолио не в счет), если на старте (а еще лучше до старта, при первой встрече) дизайнером не был прочувствован, считан в деталях и поставлен во главу угла ожидаемый каждым конкретным заказчиком эффект от проекта.
Существует два кардинально разных типа «имеющих деньги» статусных заказчиков. Один оформляет элитный интерьер для себя и всей своей семьи, которая будет жить в этом пространстве. Он точно понимает, чего хочет, и как это пространство должно быть организовано. Дизайнер должен считать эту информацию, это позволит ему детально описать каждый жизненный сценарий домочадцев (супруги, детей, престарелых родителей, домашних питомцев), учесть привычки, все зоны и траектории передвижения, чтобы заточить планировочное решение строго под заказчика. Ожидаемый заказчиком эффект от дизайн-проекта — адаптация его под реальные образ жизни потребности конкретной семьи, максимальное удобство, эргономика и психологический комфорт.
Премиальные заказчики второго типа нацелены на восхищение люксовым ремонтом (подтверждение своего статуса) от своего элитного окружения (высокопоставленных сослуживцев, состоятельных родственников и статусных знакомых). В большинстве своем клиенты этой категория не понимают, какой именно дизайн их бы удовлетворил. Зато хорошо знают, какого эффекта ждут от завершенного дизайнерского ремонта: возможность выделиться, произвести впечатление, восторженное одобрение тех, чье мнение и вкусы для них являются определяющими.
В сегменте супер-премиум этой категории максимально возрастает масштаб и стоимость дизайнерского ремонта, объем привлеченных в него новшеств дизайн индустрии. Каждая деталь этого парадного интерьера должна говорить (на этот раз, чем громче, тем лучше) об высоком статусе знаменитого владельца. На таком интерьере не экономят — он работает на успех хозяина, его полезные связи.
Индивидуальность дизайна интерьера
Однако, согласно упрямой дизайнерской логике, в интерьере максимально статусным должно быть не соответствие ремонта конъюнктурной «премиальности», гарантирующей внешнее одобрение, даже не точное попадание в какой-то определенный дизайнерский стиль, а сама живая человеческая индивидуальность, ожидания и потребности которой получилось успешно сконструировать в пространстве.
Конечно, сегодня, как это было в эпоху Уильяма Морриса и модерна, интерьер не составляет того нерасторжимого внутреннего единства со всем внешним и внутренним предметным миром и бытом нашего дома, включая сервировочные тарелки и одежду, которую носит моя жена и дети. Однако и в наши дни, по эклектичной стилистике домашней среды клиента дизайнер, уже привыкший быть психологом, может составить представление о том, чем живет человек, что любит, чем увлекается.
Потребность в построении продуманного индивидуального интерьера — по-прежнему одна из самых глубинных (часто неосознанных) потребностей внутреннего человека. В этом смысле элитный дизайнерский ремонт — это все же не столько про престиж, сколько про достижение внутренней гармонии. В не приспособленном для него интерьере, как в чужом костюме, мы пребываем в мучительном дискомфорте. И наоборот, наслаждаемся состоянием фэншуя, когда наше «я» во всех подробностях отображено в интерьерном пространстве, где каждая деталь соответствует интимным моментам нашего бытия.
В эпоху социальной апатии, безудержной рекламной стилевой манипуляции и «коробочных» решений «дизайна под ключ» только по-настоящему статусный человек может себе позволить продуманный до мелочей уникальный дизайнерский ремонт.
Как утверждают интерьерщики, сегодня индивидуальный интерьер по-настоящему интересует людей, которые имеют вкус и свой собственный подход к жизни. Не всегда они с большими деньгами. Но всегда очень разные, разносторонние высокоинтеллектуальные. Именно с такими клиентами, по признанию дизайн-студий, получаются — независимо от бюджета наиболее интересные проекты.