Дизайнерский ремонт: скромное обаяние роскоши
Решившись на дизайнерский ремонт заказчик хочет понимать, за что платит деньги. Тем более, что премиум интерьер реализуется, как правило, за длительный срок.
Нет единого мнения в вопросе, насколько важно, чтобы элитный ремонт, отделка и мебель выглядели на затраченные средства. Одни дизайнеры считают, что люксовый дизайн интерьера должен выглядеть даже эффектнее и дороже заплаченных за него денег. Особенно если ремонт изначально делался в расчете на то, «чтобы все умерли от зависти».
Другие эксперты уверены, что настоящая роскошь вовсе не в давно вышедшем из моды показном блеске, а в скромном статусном обаянии элегантной планировки и обстановки. Чувство стиля в интерьере, подобно хорошему вкусу в одежде в современном европейском дизайне связано с уместностью, умеренностью и комфортом.
Не случайно в высокобюджетном сегменте интерьерного дизайна сегодня популярны:
- стиль минимализм с его простой и лаконичной геометрией, завершенностью композиции, благородной монохромностью, светом открытого пространства, функциональностью каждой детали;
- неоклассика, отличающаяся пропорциональностью, аристократизмом классических деталей, натуральными отделочными материалами и разнообразным освещением.
Бывает так, что кичливые отделка и мебель, бьющие в глаза дорогим ценником, смотрятся в интерьере на удивление неуместно и дешево, а подобранные дизайнером «вещи из Икеи» великолепно вписываются в ансамбль, собранный из итальянских интерьерных брендов. Хорошо зная рынок современных материалов и технологий, дизайнер использует огромный арсенал средств художественной выразительности в работе с пространством, цветами, фактурой, материалами, светом и мебелью.
Премиальный дизайн — это выдержанность и гармония
Главным героем современного элитного интерьера является пустое пространство, которое зрительно расширяет помещение, объединяет все элементы дизайна в сбалансированное и умиротворяющее и целое. Насыщенность интерьера воздухом и светом, является характерной особенностью популярных в премиум-сегменте стилей дизайна:
- скандинавского стиля с его светлой палитрой, яркими оригинальными акцентами и легкой экологичной мебелью;
- хай-тек, характеризующегося технологичными решениями и минималистичностью форм с использованием стекла и металла, высоких технологий «умного дома»;
- ар-деко, являющийся олицетворением эстетики и роскоши, с элегантными и изысканными деталями отделки, люксовыми предметами и вычурными дизайнерскими зеркалами.
Особую ценность премиальному ремонту, какие бы стили в нем не присутствовали, придает выдержанность и гармония наряду с оригинальностью и яркостью выражения индивидуальности владельца. В элитных проектах дизайнеру важно постараться не идти на поводу у неуемной тяги заказчиков определенного психотипа к мишурному блеску и показной роскоши. Если вкус владельца заказчика идет вразрез современным тенденциям и настойчиво пытается разместить в интерьере вещи, не совместимые с выбранным общим стилем, можно добиться компромисса с помощью эклектичных экспериментов и различных стилистических приемов.
И вообще чистые интерьерные стили, строгие, как жанровая музыка, сегодня применяются редко — в некоторых пространствах они производят впечатление нарочитости и искусственности. Для создания эксклюзивного интерьера дизайнеры часто смешивают различные стили, чтобы придать дому индивидуальность, соответствующую характеру, ментальности и образу жизни заказчика. Например, фантазия дизайнера объединила минимализм гостиной с ар-деко в очень стильный аристократичный ансамбль. По законам гармонии, объединяемые стили обязательно должны иметь общие характерные элементы — в данном случае высокие двери и отсутствие штор.
По интерьерным законам «сродства» хайтек в пространстве клиента может успешно встретиться с неоклассикой (линейная симметрия, приглушенные, холодные оттенки) а эко органично подмешаться к лофту (преобладание нейтральных и природных оттенков, естественный свет).
Одни дизайнеры при создании эклектики придерживаются строгих правил: один из используемых стилей берет на себя функции базового — и 80% элементов в дизайне интерьера строится на его основе, а второй стиль — акцентным. В каждом интерьере присутствует акцент — дорогая картина, элитная витрина или инсталляция, а остальные инструменты поддерживают «солиста».
Другие творцы современных интерьеров убеждены, что жесткие ограничения при создании стилевых гибридов — невероятно скучны и неинтересны, и строят свои сочетания стилей на основе фьюжн (смешение восточных и западных элементов) или даже китч с его экстравагантными соединениями предметов и деталей, которые также находят своих клиентов.
Эксклюзивный дизайн — это пространство для всей семьи
Эксклюзивно по определению проектирование отдельных зон жилого пространства, поскольку оно напрямую связано с образом жизни всех и каждого из членов семьи. Даже если отец семейства (непосредственный заказчик проекта) отдает предпочтение классике, дизайн в этом стиле можно будет воплотить в лучшем случае только в спальне и на кухне. Но ни в коем случае не в гостиной (супруга является горячим поклонником прованса и шебби-шик), и не в комнате сыновей (если там не обстроить хай-тек или техно-минимализм, об изящном классическом интерьере можно забыть — он будет завален самокатами и скейтбордами, завешан картинками и опутан проводами от гаджетов), а в комнате дочери-юной принцессы придется запланировать диснеевскую эклектику «Рапунцель» в розовых тонах.
Результат дизайнерского ремонта будет зависеть от качества взаимодействия дизайнера и заказчика в процессе реализации проекта, но главное — перед его началом. В первую очередь нужно попытаться понять, что заказчик хочет от своего интерьера и с какой целью начинает дизайнерский ремонт. Какой внешний вид и функциональность этого ремонта смогут в глазах клиента удовлетворить его потребность и оправдать потраченную на него сумму?
Одна цель — если созданный интерьер дома/квартиры ожидается клиентом, как максимально комфортное и гармоничное пространство для всей семьи, которое, прежде всего, делает счастливыми самих хозяев и будет их радовать долгие годы, а потом уже нравится гостям.
Задача дизайнера — спроектировать полноценный комплексный дизайн, адаптировав пространство в выбранной вместе с заказчиком стилевой манере, так, чтобы все элементы взятых за основу стилей, не мешали друг другу и всесторонне взаимодействовали. Затем необходимо проработать и реализовать проект вместе со строителями, отделочниками, мебельщиками, полностью выдержать требуемое качество, осуществляя от начала до конца проекта авторский надзор работ.
Другое дело, если ожидаемый заказчиком VIP-интерьер, говорящий о своей цене, — это инструмент самореализации через внешнюю оценку статусного окружения, экспертное признание совершенства и состоятельности заказчика. Дизайнерский ремонт должен стать триумфом и визитной карточкой человека элиты. Одновременно это позволит доказать, что дизайнеру выплачен высокий гонорар не напрасно.
В этом варианте цели дизайнер должен создать с помощью дизайнерского ремонта полноценный интерьер высокого стиля, каждая деталь которого открыто и громко говорит о премиальности, от выбора цветовой палитры до престижных и дорогих материалов отделки, эксклюзивной мебели и аксессуаров, и огромного количество суперсовременной техники. Завершенный дизайн-проект должен демонстрировать всеобъемлющий комфорт жизненного пространства.
Что такое «дорогой» и «статусный» дизайн интерьера
Но для начала дизайнеру нужно убедиться в том, представляет ли клиент возможности используемых элитных материалов и технологий, не переоценивает ли их. Без предварительных объяснений и примеров специалиста, не знакомый с данными материалами и технологиями работы с ними, заказчик, невольно опирается на свои умозрительные представления и делает выводы о том, что «смотрится недостаточно дорого». В связи с этим могут возникать острые ситуации.
Так, в одном элитном проекте, где использовались итальянские витражи с фацетными элементами, заказчик забраковал пайку художественного сложнофактурного стекла (эксклюзивная работа по соединению кусочков цветного стекла в мозаику), посчитав ее «кустарной», поскольку дизайнер предварительно не объяснил и не показал, как должна выглядеть качественная ручная пайка витража, что возможно для этой технологии, а что нет.
Также сильно бывает «разочарован» клиент, привыкший к идеально ровной и аккуратной массовой плитке, внешним видом элитной мозаики из натурального камня, например, из оникса с его неповторимой сдержанной роскошью, игрой естественных природных оттенков и непредсказуемыми «изъянами» живого камня.
Заказчики, нацеленные на 100-процентный «премиум», зачастую не понимают, что дорого — это далеко не всегда «с хорошим вкусом», и наоборот, действительно роскошные и ценные антикварные предметы мебели им кажутся «дешевкой с блошиного рынка». Известны случаи, когда клиенты выкрашивали цветной эмалью итальянские двери из массива дуба за 2000 долларов, воспринимая их скучными и не производящими впечатления дорогих.
В разгар ремонта заказчик вдруг в силу возникших финансовых трудностей или по совету прораба начинает настаивать на удешевлении используемой отделки или экономить на закупаемой мебели, шторах и т.п.
Противопоказано сочетание в элитном интерьере мебели и отделочных материалов из различных ценовых сегментов:
Дорогая мебель смотрится как дешевая в окружении плитки для пола масс-маркет;
Мебель другого бренда сводит на нет премиальную отделку — зря потраченные деньги;
Нет смысла покупать дорогие отделочные варианты, экономя на шторах;
Пластиковые откосы окон могут сразу убить любой дизайнерский ремонт.
Очевидно, что понятие «дорогого ремонта» условно, субъективно и в значительной степени зависит от выбранной авторской концепции интерьера. Классика и ар-деко визуально кажутся «дороже» минимализма, но на практике это может быть совсем не так, с учетом стоимости используемых материалов и сложности работ. По мнению профессионалов, премиум интерьер всегда выглядит эффектнее и дороже потраченных средств, даже если это демократичный лофт.
Для некоторых заказчиков современная мебель смотрится «дешево» из-за отсутствия классических элементов и декора. Несмотря на фактическую стоимость материалов, различие в ценности, качестве брендов мебели, заказчик все равно опирается на свое субъективное восприятие по внешнему виду, другим загадочным маркерам «премиальности», стоит ли тот или иной материал или предмет своих денег. Удивительно, но примерно таким же поверхностным образом некоторыми клиентами оценивается портфолио и «стоимость» услуг дизайнера на этапе выбора исполнителя проекта по дизайнерскому ремонту.
Понятие «дороговизны», «статусности» у значительного числа людей (и не только с советскими психотипами) до сих пор ассоциируется с блеском золота, серебром, перламутром, лепниной. В то же время, как правило, наиболее премиальные и дорогие материалы, вещи в современном дизайне более простые, лаконичные, а потому более интересные и элитные. Дорогая мебель и отделка в первую очередь смотрятся благородно. При наличии хорошего вкуса заказчика заинтересует скорее не «ампирно-барочное» кресло гаражного изготовления, а элегантная брендовая оттоманка из дорогой кожи.
Эксперты также напоминают, что наряду с категорией «внешний вид» есть такие параметры, как эргономика, износостойкость, тактильные ощущения и многое другое, что может также определять стоимость вещи. К сожалению, не все заказчики понимают, что дорогая отделка — это, прежде всего, качество и комфорт, стилистически соответствующие концепции проекта, а не способ продемонстрировать кому-то свой достаток. Понять это помогают каталоги, по которым дизайнеры работают с заказчиками.
На сегодняшний день дизайнерский ремонт в состоянии вполне определенно рассказать о своем статусе, качестве и уникальности. Правда, это действительно стоит значительных усилий, таланта дизайнера, финансовых затрат и терпения со стороны заказчика