Онлайн-курсы ‒ это развод: специалисты школы современных профессий Interra развенчивают 5 мифов об обучении
В этой статье мы рассмотрим 5 самых распространенных мифов об обучении, с которыми сталкивается большинство взрослых людей. Надеемся, что эта информация замотивирует вас получать новые навыки и развиваться.
Миф 1. Хорошее образование можно получить только в престижном университете
Популярность высшего образования продолжает снижаться.
В 2010 году 80% опрошенных выпускников школ собирались получать университетское образование, а в 2019 ‒ только 47%.Более 50% выпускников вузов не работают по специальности.
Почему так происходит? Быстрое развитие технологий влечет за собой серьезные изменения на профессиональном рынке, и даже самые престижные вузы не успевают давать актуальные знания. Скажем, если вы получаете образование в сфере маркетинга, в вузе вас вряд ли научат работать с CRM-системами, рекламными кабинетами соцсетей, автоворонками и конструкторами сайтов. А значит, вам всё равно придется добирать эти знания где-то в интернете.
Кстати, в лучших университетах мира можно учиться онлайн и совершенно бесплатно благодаря таким проектам как Coursera. С их помощью можно проходить бесплатные курсы от лучших колледжей мира, не вставая с дивана.
Миф 2. После 30 учиться поздно
Этот миф родился по двум причинам: из-за советского подхода к образованию и профессионального распределения. Тогда было нормой окончить один вуз и всю оставшуюся жизнь работать по полученной специальности. Никому не приходило в голову искать себя, ‒ за тунеядство могли и осудить.
Сейчас ситуация в мире кардинально меняется: появляются новые профессии, бизнес переходит в онлайн, технологии обновляются по нескольку раз в год. В такой обстановке невозможно остаться конкурентоспособным и востребованным специалистом, если не обучаться. Иногда жизнь переворачивается с ног на голову, как во время пандемии, и людям приходится осваивать совершенно новые профессии, несмотря на возраст.
Средняя продолжительность жизни тоже постоянно растет. Сейчас в России она составляет 73 года, то есть 30 лет ‒ это даже не половина. В Европе и США люди склонны получать образование как раз в возрасте 30 лет и даже позже. В большинстве случаев только к этому возрасту человек начинает определять свои ценности, сильные и слабые стороны и может точнее выбрать будущую профессию.
Футурологи обещают, что в будущем мы будем менять профессии раз в 5‒10 лет, и это будет в порядке вещей. На курсах школы Interra есть немало возрастных студентов, и мы рады, что люди всё реже ставят на себе крест при достижении определенного возраста.
Миф 3. Чем больше учишься, тем лучше
За количеством не всегда следует качество. Примеры этому можно легко найти в повседневной жизни. Например, некоторые новички ездят осторожнее опытных автомобилистов, которые могут ошибаться, нарушать правила и попадать в аварийные ситуации вопреки солидному стажу.
Важно не количество часов, которые вы провели над изучением уроков и выполнением домашних заданий, а их качество и регулярность. Помните, что привычка формируется в среднем 21 день, и в этом процессе важна методичность, а не количество затраченного времени.
Особенно эффективно работает интервальный подход. Когда вы только начинаете изучать новый навык, вы занимаетесь часто, а по мере его освоения можете заниматься реже без потери качества.
Миф 4. Нужно сосредоточиться на одной теме
Существует мнение, что нужно уделять внимание чему-то одному и не распыляться. На деле всё не так однозначно.
Известный американский коуч Барбара Шер в своей книге «Отказываюсь выбирать» описала 2 типа людей:
- дайверы ‒ те, кто любит глубоко копать, погружаться в тему. Они становятся настоящими асами в узкой профессиональной сфере;
- сканеры ‒ те, кому интересно буквально всё понемногу. Такие люди не могут выбрать что-то одно и, как следует из книги коуча, не обязаны выбирать.
Вы можете самостоятельно проанализировать свои склонности или пройти тест, чтобы определить, дайвер вы или сканер. В любом случае и то и другое ‒ абсолютно нормально.
Возможно, обучаться всему и проходить сразу несколько обучающих курсов может быть не самым эффективным решением, но в этом нет проблем, если вам удается поддерживать концентрацию внимания. Чем лучше вы знаете себя, тем точнее сможете распределить нагрузку, чтобы получить максимум пользы и не выгореть в процессе.
Миф 5. Онлайн-курсы неэффективны
Скепсиса в отношении к онлайн-курсам поубавилось после начала пандемии, но он всё же еще остается. Всему виной перенасыщенность информационного рынка: теперь в интернете каждый день запускаются онлайн-курсы, интенсивы, марафоны... Но не все они транслируют качественный материал и обеспечивают полноценную поддержку своим участникам.
Однако нельзя сказать, что онлайн-формат неэффективен. У него есть несколько значительных преимуществ перед традиционным офлайн-образованием в вузе:
- можно обучаться из любой точки мира. Для этого вам достаточно иметь ноутбук и смартфон, а иногда и только смартфон;
- обычно онлайн-курсы сфокусированы на практике: вам не нужно годами слушать лекции, чтобы разобраться в теме. Вы проходите уроки, сдаете домашние задания и можете сразу реализовывать новые навыки;
- из-за практической ориентированности курсы занимают меньше времени. Самые продолжительные длятся до 20 месяцев и при этом дают столько же полезного материала, как за 4‒5 лет в вузе;
- вам не нужно выбирать между очным и заочным образованием. Вы сами решаете, сколько и в какие дни будете учиться, поэтому легко можете совмещать учебу с работой.
Надеемся, что наша статья вдохновила вас на то, чтобы продолжать искать себя и получать новые навыки. Всё в ваших руках, и мы желаем вам учиться с удовольствием!