редакции Выбор
Как написать письмо инвестору
Нет, никто их не осуждает разумеется. Первый раз рассказывать о своей идеи человеку у которого есть много денег — у любого задрожит голос и затрясутся коленки. Но дело не в самом страхе ситуации, а в том, что основатель пытается в этот момент донести инвестору о своем проекте.
А донести как правило он пытается сразу все. И ладно если это происходит один раз — в первый самый раз, с первым самым инвестором. Но нет же. Даже если уже основатель 10 раз питчил проект, он вполне себе способен и в 11 раз попытаться рассказать о проекте сразу всё, что есть в его голове. Это напоминает деревенских жителей, к которым приехал внезапно федеральный канал снимать репортаж о перевернувшемся молоковозе, и на заднем плане, за корреспондентом собирается вся деревня, а малые дети то и дело пробегают, улыбаясь в камеру. И всё ради того, чтобы потом позвонить вечером своим дальним родственникам и сказать, чтобы они обязательно смотрели новости вечером, там приветы им будут передавать.
В такой абсурд впадать нельзя. Если вы придумали идею, и днем и ночью дополняете её смыслами, инновациями, нововведениями — не спешите вываливать всю её на какого-то потенциального инвестора. Ни вербально, ни в тексте сообщения ни по телефону. Особенно по телефону — не вздумайте выкладывать всё выдуманное вами. Представьте если вам начнут объяснять принцип расчета числа Грэма или доказывать какую-нибудь иную алгебраическую теорему. Вы ничего не поймете, а главное — мозг запомнит что его пытали чем-то, а чем — не поймет. С инвестиционными проектами и их презентацией тоже самое. Инвестор может таких проектов за день перебирать десятками, и если каждый из них будет презентоваться в первом контакте как Война и Мир — никаких инвестиций никто никуда не привлечет.
Первое, что нужно сделать, прежде чем написать инвестору в личку, отправить письмо или позвонить (что рекомендуется делать в исключительно редких случаях) — сформулировать весь тот объем выдуманного вами о проекте в две три фразы. В идеале — в одно предложение, которое передаст весь смысл механики вашей идеи, всю основную суть проекта.
Например, вы придумали как можно подстригать газон с помощью одного летающего дрона, который самостоятельно сможет заряжаться и определять что стричь, а что нет. При этом вы уже знаете как он будет выглядеть, придумали классную упаковку с дополнительными съемными насадками-лезвиями, крепление для зарядки, знаете как сделать зарядку автономной используя солнечные батареи, и более того — даже понимаете, где и как его можно продавать, потому что у вас уже был опыт продаж сложных технических товаров и вы умеете ими торговать. Что самое важное, вы знаете что это востребованный продукт будет, потому что сейчас газоны есть у всех, а стричь их с помощью бензокосилок вредно для экологии, не говоря уж о том, что это иногда тяжелый ручной труд, если речь идет не о домашнем газоне, а о муниципальной территории вроде парков. А придумали вы её когда ваш собственный квадрокоптер запутался в кустах, которые вы забыли состричь в прошлые выходные, и теперь эта идея не дает вам покоя, потому что если бы у вас был бы дрон-подстригатель, его программа могла бы сама следить за ростом травы и кустов и срезала бы все вовремя.
Слишком длинное описание для «Автономного дрона для стрижки газонов и прочей растительности.»
«Добрый день. У меня есть идея автономного дрона для стрижки газонов и прочей растительности. Работает только на электроэнергии и сам следит за ростом травы и прочей растительности. Интересно? Есть почти работающий прототип, но нужны ресурсы, чтобы сделать полноценного дрона и маркетинг.»
Смысл передали? Суть изложили? Эфир ничем не засорен? Значит это можно уже транслировать инвестору.
У некоторых возможно внутри набухнет чувство собственной значимости и важности, и он задастся вопросом — да как так, мол, разве это может кого заинтересовать, кто так вообще презентует. Мы будем признательны, если вы снимете на видео то, как рассказываете в течение 10 минут о прелестях вашей идеи инвестору и он с радостью дает вам деньги — присылайте, мы с большим удовольствием пересмотрим свои взгляды на презентации проектов.
Ваш проект может быть безгранично большим и важным, значимым и нужным, цельным и продуманным, обязательным и необходимым всем и каждому. Вы даже знаете, что ваш сосед обязательно его купит, потому что вы давно наблюдаете, как он мучается со своей проблемой уже целый год. Но для инвестора важно не вся это баламуть и балабольство, а более конкретные вещи. Если вы хотите повысить шансы на получение инвестиций, вам стоит позаботиться о том, чтобы инвестор услышал следующее:
1) Суть вашего проекта. Коротко, емко и только по делу. Никаких воздушных замков — только объективные факты. Желательно в формате «Продукт» для «Проблема/Боль» для тех, кто «Целевая аудитория». Если же вы надумали убедить инвестора тем, то станете самым лучшим на рынке продуктом — лучше расскажите ему анекдот или покажите видео с котиками. Эффекта будет больше.
2) Рынок вашего проекта. Здесь лучше в двух словах сказать что вы знаете своих конкурентов и уже понимаете, как их сможете обойти. Потому что если вы скажете, что у вас нет конкурентов — вы обманете инвестора. И хорошо если он этого не поймет.
3) Деньги. Сколько может принести продукт и сколько нужно чтобы он появился на рынке. Не нужно говорить что у вас есть гениальный план заработать миллион на своем изобретении. Скажите, сколько стоит изобретение и сколько нужно на его реализацию (изготовление+продвижение). Инвестор быстрее вашего скажет вам, насколько ваш план удачен.
4) Команда. Как известно, вкладывают не в проект, а в команду, поэтому лучше если у вас в команде будут те специалисты, которые смогут нести ответственность за реализацию задумки.
Вот этого набора, для первого контакта обычно достаточно. Если инвестор заинтересуется вашей идеей и проектом (который вы опишете в 1-2-3 фразах), он обязательно задаст вам наводящие вопросы, позвонит, выяснит и все-все узнает, что ему нужно. Но это не означает, что в диалоге с ним уже после первого контакта, вам стоит утаивать какую-то информацию о проекте от него: лучше вы покажете что хорошенько продумали свой проект, чем будете отбиваться от вопросов ответами о том, что потом все придумаете как только будут инвестиции.