Как не стать жертвой псевдоинвесторов и посредников
В действительности, рынок инвестиций в последние годы стал настолько размытым, что у новичка-основателя буквально не за что зацепиться взгляду. Как и полагается, многие первым делом узнают о ФРИИ в Сколково, о фондах, о бизнес-ангелах, об акселераторах. А дальше начинается танец между условностями.
В акселераторы попасть могут только «отборные» проекты, с продажами, MVP или хорошим прототипом, который может претендовать на востребованный продукт. Бизнес-ангелы история не более реальная чем единороги (почему — поговорим в следующих статьях), фонды просят не только хороший прототип проекта, но и уверенные продажи, а рынок частных инвестиций — иначе говоря кредитов и займов — для новичка и вовсе темнейший лес.
Как уберечь себя от чужой «добродетели»
Новичка можно понять — занимать в банке на его взгляд может быть безопаснее, однако частный займ может быть куда более перспективным за счет нематериальных ресурсов «инвестора». И здесь уже открывается широкое поле для псевдокоучей, тренеров и инвесторов, у которых за душой разве что пройденные курсы по инфобизнесу. Учитывая экспоненциальный рост обучающих курсов, онлайн-школ, интенсивов и тренингов, было бы глупо упустить из виду стремительный рост различных бизнес-завтраков и инвестиционных встреч. Многие из них и правда собирают целевую аудиторию, их модерирует опытный инвестор или ментор, на встречах активно знакомятся участники и презентуют свои проекты. Однако в череде подобных встреч есть и такие, которые ничего общего с инвестициями не имеют.
Чтобы не описывать грустные истории о том, как оно может быть, не упоминать известных инфоцыган, обещающих миллион за месяц и книгу в подарок за подписку на блог молодого миллионера, мы решили собрать по традиции небольшую сводку из факторов, по которым смело можно судить о сомнительности инвестиционного мероприятия или даже инвестора. Приведенный список не столько условен, сколько индивидуален — в разных случаях бывает привлечение инвестиций происходить по разному, однако общие тренды «сомнительных» инвесторов/фондов/собраний все же прослеживаются. Итак, начнем.
— Деньги просите вы, а заплатить просят вас. Бесплатный сыр конечно только в мышеловке, но каждый основатель бизнес-проекта должен уметь считать деньги и рентабельность инвестиций. Согласитесь, есть разница между тем, когда с вас просят 5000 рублей за то, чтобы вы приехали на неизвестный бизнес-завтрак в неизвестный «фонд» который знакомит с инвесторами любые проекты, и тем, когда вам предлагают узнать контакты инвестора, который сам их оставил, потому что ищет проекты. Бизнес-завтраки могут быть платными — это позволяет отсеивать «неликвид». Однако стоимость нетворкинга должна быть соизмерима с чашкой кофе, за которой любой основатель также может презентовать свой проект инвестору.
— Вы не знаете кто предлагает инвестиции. В век публичного интернета и свободного доступа к информации, проверить состоятельность мероприятия не так сложно. Если вы собираетесь пойти за инвестициями на встречу, о которой узнали из рекламы группы в социальных сетях — проверьте дату первого поста, поищите сайты, поинтересуйтесь у гугла, знает ли он, кто организует встречу. Потому что скорее всего, вас ждет быстро собранный на бесплатном конструкторе лендинг, через который инфоцыгане соберут заявки таких как вы, и предложат за какую-нибудь плату посидеть за одним столом с «миллионерами и инвесторами». Аттракцион забавный, но ничего общего с реализацией вашего проекта не имеет. ВАЖНО — обязательная публичность не относится к персонам: большинство инвесторов крайне не публичные люди, и зачастую узнать о них какую-либо информацию будет проще в прямом диалоге, нежели в интернете.
— Инвестиции на конкурсной основе. Да, это тоже способ получения финансирования, но не в том случае, когда из этого пытаются сделать шоу или его подобие. Если вам предлагают пропитчить ваш проект на аудиторию, чтобы о нем услышали инвесторы — это нормально. Если же вам предлагают провести лучший питч, потому что инвесторы отберут только один проект, есть большая вероятность что мероприятие подставное, и лучший питч будет у заранее известного проекта. Здесь важно помнить, что на таких мероприятиях любят собирать деньги за вход, а тратить безрезультатно время одновременно с деньгами не всегда хорошее решение.
— Коуч/тренер/ментор предлагает купить вам курс. Это наша личная боль, ввиду острой непереносимости инфоцыган. Вычислить их очень просто, достаточно изучить их прошлое. Рассказывать о том, как просто привлечь инвестиции, сделать на них бизнес, уехать за границу и так далее будет только тот, кто никогда всего этого не делал. Хуже всего только то, что за эти расплывчатые рассказы инфоцыгане как правило берут хорошие деньги, при этом не давая никаких результатов. Основной принцип отсеивания — полезность информации. Если вам обещают результат, которым вы не сможете воспользоваться — это бесполезная информация. Для примера: «Научитесь, как заинтересовать инвестора своим питчем» и «Составим план вашего питча и презентации чтобы пробудить интерес инвестора». Смысл в целом один и тот же, но осязаемый результат только в одном заголовке.
— Размытый фокус инвестиций. Это тоже верный признак того, что инвестор/мероприятие будут сомнительными. Логика здесь простая — человек имеющий много денег, заработал их определенным образом. Учитывая что он хочет инвестировать, назвать его недалеким нельзя, значит человек разбирается, как обращаться с деньгами. Следовательно, заработав их каким-то определенным образом, вкладывать он будет в то, в чем может разобраться или что понимает, а не бросаться на амбразуру с решением вложить во что угодно. Даже у фондов (разумеется, серьезных) есть определенный фокус на проекты, что уж говорить о людях, которые владеют капиталом. Однако это не исключает экспериментов — человек, владеющий серьезным капиталом вполне может диверсифицировать свой портфель инвестиций за счет вложения небольших сумм в новые для него сферы.
Примерно так выглядят основные критерии, по которым можно проверить сомнительность инвестиционного мероприятия или даже инвестора, однако стоит понимать, что приведенные выше критерии поданы относительно грубыми мазками, и пренебрегают определенными условностями. На очень молодом российском рынке инвестиций, еще так сильно зависимом от внутриполитической атмосферы и ситуации на внутреннем рынке, еще не сформировались правила инвестиционного этикета, опираясь на которые можно было бы смело утверждать о качестве инвестиционной активности.