Главное Авторские колонки Вакансии Образование
1 078 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Бизнес модель стартапа

Что такое бизнес-модель? Что означает это расплывчатое понятие, о котором спрашивают инвесторы, прежде чем рассмотреть проект для инвестиций? Существуют ли градации, классы или категории бизнес-моделей?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Что такое бизнес-модель стартапа

Само понятие бизнес-модели, даже если не брать понятие в разрезе какой-либо сферы — расплывчато. Многие бизнес-издания приводят различные определения бизнес-модели, и в череде прочего опускают условности, которые порой могут сыграть важную роль в понимании того, что такое бизнес-модель, отдавая предпочтение академическому жаргону. Нередко термин «бизнес-модель» часто используется в качестве синонима стратегии либо для описания структуры бизнеса или потоков поступления доходов.

Мы в Инвестиндере любим простые и понятные формулировки, поэтому для удобства, представим что само понятие «бизнес-модель» — это ответ на конкретный вопрос. Сам вопрос звучит достаточно тривиально — «как зарабатывает ваш бизнес?» И вот именно бизнес-модель дает ответ на этот вопрос. Бизнес-модель — это некая совокупность процессов, которые в общем своем взаимодействии позволяют бизнесу генерировать прибыль.

Обращаем ваше внимание на «взаимодействие» — в этом слове кроется ключ к пониманию понятия бизнес-модели.

Какие бывают бизнес-модели

Никакого универсального, общепринятого разделения бизнес-моделей. Мы готовы принять только одно объективно существующее деление бизнес-моделей в условиях зачаточного состояния российского рынка и расшатанной экономики. Это «типовые» бизнес-модели и «свежие». Никакой четкой границы между ними провести нельзя, но для общего представления — возьмем две крайности: кофе-точка и интернет-стартап.

У кофе-точки, как ее не поверни — бизнес-модель будет одна и та же: если точка будет стоять в удачном проходном месте, продавец кофе будет выполнять свою работу хорошо и кофе будет у поставщика вкусным — выручка быстро начнет давать прибыль. Эта модель достаточно универсальна для этого бизнеса, и что-то сверхъестественное добавить в это все будет проблемно.

Если брать интернет-стартап, то здесь бизнес-модель может быть крайне нестабильной: разработчики могут быть штатные, а могут быть аутсорсинговые. Маркетинг может быть пассивный и эффективный, а может быть активный и безрезультатный, потому что все дело не столько в бюджете, сколько в концепции продукта, и так далее.

Таким образом — к типовым бизнес-моделям можно отнести простые бизнесы, в которых получение прибыли зависит от эффективного взаимодействия наименьшего числа отдельных элементов этого бизнеса. Чем меньше в бизнес-процессе задействовано переменных, тем проще будет бизнес-модель и управление ею.

Свежие бизнес-модели — это все остальное. Мы не беремся назвать их сложными, или инновационными, нет — все бизнес-модели могут быть сложным и инновационными. Разница именно в количестве внутренних взаимодействий, которые приводят в итоге бизнес к получению дохода.

Для чего нужна бизнес-модель стартапу

Несмотря на то, что сам по себе вопрос носит скорее риторический характер, бизнес-модель является неотъемлемой частью любого бизнеса, и позволяет основателю проекта ориентироваться в том, что будет генерировать ему доход.

Цель любого бизнеса так или иначе — это создание ценности для потребителя. Бизнес-модель позволяет проследить на каком этапе, при каких затратах и ресурсах, за какое время образуется эта ценность. Некоторые используют понятие бизнес-модели как синоним стратегии бизнеса — и отчасти они правы, так как понимание бизнес-модели позволяет увидеть весь проект со стратегической точки зрения, обратив внимание на то, что играет особенную роль в создании ценности.

Поэтому когда речь заходит о бизнес-модели стартапа, в первую очередь стоит подумать как придуманная основателем ценность (а она зачастую появляется в голове раньше всего остального) будет рождаться. Самый лучший способ понять свою бизнес-модель — это описать её. Если основатель стартапа не может сам для себя изложить на бумаге в свободной форме все процессы и все взаимодействия между ними, которые приведут в итоге его к «ценности» — значит у него нет понимания бизнес-модели собственного стартапа.

Очень хорошо в разборе бизнес-модели стартапа помогает такая вещь, как Lean Canvas, но о ней, мы поговорим в следующей заметке. А может даже уже обсуждаем его в нашем чате Телеграм Инвестиндера — t.me/investinder_chat

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем