редакции Выбор
Пожелай мне удачи в бою: самая большая трудность автоматизации бизнеса и способы ее преодоления
Добрый день! На связи компания INVO Group. Мы занимаемся внедрением облачных решений для автоматизации малого и среднего бизнеса. За два года вошли в пятерку ведущих интеграторов Битрикс24 в России и автоматизировали 377 компаний.
Жили-были добры молодцы да красны девицы в отделе продаж. Вдруг пришел Иван-царевич и принес с собой чудо-чудное, что CRM-системой называется. Сказал, что все должны теперь работать только с этой штукой диковинной, чем навлек на себя гнев невиданный.
Перед стартом процесса автоматизации никто сказку и не обещал. Сотрудники могут протестовать, поскольку выходить из зоны комфорта, ломать устоявшиеся привычки, осваивать что-то новое всегда неприятно, сложно и даже больно. В нашем арсенале есть несколько «обезболивающих» приемов, не раз показавших свою эффективность на практике.
«Почему ты этим не пользуешься?»
Как компания, которая продает сложный технологичный продукт, поначалу мы не раз сталкивались с ситуацией, когда клиент покупал, но из-за сопротивления коллектива не использовал CRM-систему. Плохо дело, так как нам о повторных продажах можно было забыть. Да и вообще обидно, что люди вот так легко лишили себя возможности использовать современный рабочий инструмент.
«Хватит этот терпеть!», — любит повторять Владимир Вольфович. Вот мы и не стали сидеть сложа руки, а начали разбираться в сложившейся ситуации. Благодаря обратной связи от клиентов поняли, что мешает:
- со стороны клиента — нежелание коллектива ломать сложившиеся привычки и стиль работы + боязнь, что все «грехи» выйдут наружу.
Раньше можно было с утра попить чай с Машей из бухгалтерии, потом ознакомиться с ассортиментом пары-тройки интернет-магазинов, а после обеда прочесть десяток статей на одном популярном женском портале. Руководителю все равно тяжело держать в голове список задач всего отдела, так что можно ловить дзен и с чистой совестью получать в конце месяца зарплату. Красота, не правда ли?
Но все изменится, когда придет великая и ужасная автоматизация! Придется показать все, что скрыто. И даже, о ужас, начать по-настоящему работать.
- со стороны поставщика продукта/услуги — проблемы с подачей материала.
Признаем, была недоработка и с нашей стороны касательно обучения сотрудников клиента. Раньше оно представляло собой одно многочасовое занятие, где на человека вываливалось огромное количества материала, которое надо было хоть как-то запомнить. А что насчет применения на практике? Не использовать CRM оказывалось проще всего.
Невозможное возможно? Невозможное возможно!
Что должен понять и принять руководитель
1. Автоматизация — это будущее, без нее никак.
Вспомните, когда-то освоить работу на компьютере было не так-то просто. Сейчас со счетами вряд ли бы получилось быть конкурентоспособными.
2. Решиться на изменения.
Вдохнуть, выдохнуть, досчитать до трех и запустить этот масштабный процесс! Это как купание в море: в начале всегда тяжело полностью зайти в воду, поскольку она кажется уж слишком холодной. Но стоит только отважиться на полное погружение и переждать «переходный момент», как оказывается, что и температура уже вполне приятная, и купаться абсолютно комфортно.
3. Донести до сотрудников, что теперь будет по-другому, и попросить поддержать.
Показать все на собственном примере — способ, который будет эффективен во все времена. Важно продемонстрировать, что новая программа — это удобно, дает много возможностей и экономит время. Так что руководителю стоит обучаться в первых рядах.
Как еще можно заручиться поддержкой коллектива в этот сложный переходный период? Без кнута здесь не обойтись, поэтому будьте готовы вводить жесткие регламенты. Помните рекламу мобильного оператора из «большой тройки» про «не запостил — значит не было»? Так и тут: не зафиксировано в Битрикс24? Не считается!
Да, нужно быть готовым, что не все пройдет гладко. Но и Москва не сразу строилась :)
Что должен понять и принять сотрудник
1. Повторимся, что за автоматизацией — будущее.
2. Довериться руководителю и поддержать его в стремлении автоматизировать работу, чтобы достичь новых высот в бизнесе.
3. Учиться, учиться и еще раз учиться!
Что поняли и приняли мы
Освоить работу в системе с таким функционалом в один присест все-таки нереально. Такой подход вызывал скорее отторжение, чем желание во всем разобраться и поскорее применять на практике. Поэтому мы коренным образом изменили всю программу обучения. Теперь все это занимает 1,5 месяца, где сотрудников клиента ожидают пошаговые уроки, теория в сочетании с практическими заданиями и контроль со стороны интегратора.
И что происходит, если все все поняли и приняли?
В результате формируется новая привычка — работать в CRM!
Это очередь на автоматизацию? А кто крайний?
Друзья, настало время перемен! Тем, кто привыкли работать по-старинке, станет гораздо сложнее вести свою деятельность без использования современных инструментов. Да, изменения не всегда даются безболезненно, но, как мы сегодня неоднократно повторяли, надо сначала это понять и принять, а затем немедленно приступать к большим переменам.
А как вы внедряете у себя какие-либо нововведения? Делитесь своими лайфхаками в комментариях!