Главное Авторские колонки Вакансии Образование
5 176 24 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как я прокачал учебный процесс в ВУЗе с помощью облачного сервиса

В этой статье описан личный опыт использования облачной системы управления проектами в учебном процессе университета. Статья может быть интересна аспирантам, преподавателям, доцентам институтов и университетов.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Так вышло, что я уже более 12 лет занимаюсь обучением студентов, преподавал более 10 дисциплин, писал и читал лекции, разрабатывал учебные программы, курсовые проекты, имею ученую степень кандидата технических наук и звание доцента по кафедре “Прикладная информатика и управление” Казанского федерального университета.

Последнее время я читаю курсы “Проектирование и архитектура программных систем” и “Управление программными проектами”. По обеим дисциплинам учебным планом предусмотрены курсовые проекты. И в какой то момент времени мне пришло в голову, что совсем неплохо было бы применить классические подходы в управлении проектами в управлении курсовыми проектами.

Несмотря на сомнительную свежесть и кажущуюся очевидность такого решения на практике все осложняется идеологической пропастью между учебным и классическим проектом. В учебном процессе, к сожалению, курсовой проект (да и дипломный тоже) — это слабоформализованная большая лабораторная работа, которая в 90% случаев выполняется за пару дней до сдачи (дедлайна), а бывает что и после.

Под конец семестра я, как преподаватель, оказываюсь заваленным электронными письмами студентов с кусками пояснительных записок по проектам разной степени готовности. Интенсивность такого потока в какой-то момент времени даже вынудила меня завести специальный электронный ящик под курсовые проекты. Но этого было недостаточно.

Электронная почта вообще, по моему мнению, должна выполнять очень узкую функцию уведомлений, а более сложные процессы должны выполнятся с помощью специализированных инструментов.

Я решил, что с этим пора кончать и нужно привести в порядок и эту часть моей профессиональной деятельности. С этой целью я переработал всю учебную программу по дисциплине. В курсе помимо проекта также присутствуют и лабораторные работы. Я переработал все лабораторные работы таким образом, чтобы каждая работа являлась частью курсового проекта. А сам курсовой проект являлся первой главой дипломного проекта.

Этап 1: Подготовительный

В системе IQ300 я создал специальный аккаунт учебной группы и шаблон проекта, в котором каждая лабораторная работа представляет собой проектную задачу:

Раскидал задачи в соответствии с учебным календарным планом:

К каждой задаче я приложил методические указания, дополнительные материалы и чек-лист по задаче. Все, даже шаблоны на оформление отчета:

В общем, шаблон проекта представляет собой всю информацию по учебному курсу: задачи на лабораторные работы, курсовой проект, литература для изучения. Отсутствуют только лекционные слайды, которые я выкладываю только после завершения лекционного курса:В теории все выглядело очень круто. Руки чесались проверить теорию практикой.

Этап 2. Запуск проекта

Для экспериментов я выбрал маленькую группу, в которой всего 7 студентов и для каждого студента создал из разработанного шаблона отдельный проект, название которого соответствовало теме курсового проекта:

Студент начинал работу над курсовым проектом с первой задачи, первой лабораторной работы. Следующая задача автоматически ставится только после завершения первой.

В комментариях к задаче студенты оставляют отчеты по работе, выполненые в Google Docs, прямо в тексте которых я даю комментарии для исправлений или правлю небольшие ошибки:

Также в системе я создал общий чат учебной группы для общих объявлений, в которой я предупреждал о возможных переносах занятий и выкладывал дополнительные материалы:

Основной объем работы по проектам студенты выполняют дома. На самих аудиторных занятия я веду работу “по отклонениям”: даю комментарии, которые тяжело описать или понять заочно; корректирую тексты в отчетах и так далее.

Выводы

Мне, как преподавателю, стало значительно проще управлять процессом. Я вижу прогресс по каждому проекту. Мне не нужно вспоминать уже выполненные работы, чтобы понять контекст рассматриваемой задачи. Все хранится в одном месте. Нет груды ненужных бумажных отчетов по лабораторным на рабочем столе (привет, экологи!).

Благодаря автоматическим отчетам нет проблем с объективностью выставления БРС (балльно рейтинговая система) каждый месяц и итоговой оценки по курсовому проекту. Экономится лошадиное количество времени.

В следующем семестре у меня будет две группы с курсовыми проектами и нет никаких сомнений в том, что я буду и дальше использовать систему в своем образовательном процессе. Благо больших групп в 20–30 голов уже нет.

Да здравствуют инновации и прогресс!

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем