Как протестировать идею стартапа и не разориться
Для начала нужно изучить, что уже есть на рынке. И рассматривайте не только российский рынок, но и зарубежный. Внимательно проанализируйте продукты-конкуренты: обратите внимание на удобство использования, закажите у них эту услугу, проведите оплату и отмечайте для себя удачные и неудачные решения.
Если конкурирующих продуктов нет — задумайтесь: это ваша идея такая гениальная или вы просто попали в не емкую рыночную нишу. Изучите вашу целевую аудиторию, скольким людям в вашем городе/регионе/стране (определитесь, какой географический радиус охватывает ваша идея) необходим ваш продукт.
Памятка: На какие вопросы нужно ответить при тестировании идеи
- Какую проблему решает ваш продукт?
- Нужен ли кому-то ваш продукт? (иногда так бывает, что проблема, которую вы планируете решить для большинства людей и не проблема вовсе, а обычная бытовая мелочь, за решение которой они не готовы платить);
- Какому количеству людей он нужен?
- Есть ли у вас конкуренты? Проанализируйте их;
- Сколько готовы платить клиенты?
- В чем «фишка» вашего продукта?
- Какие использовать каналы продвижения и по какой цене?
- SWOT-анализ*.
* SWOT-анализ — это метод выявить сильные и слабые стороны вашего продукта. Он даст вам конкурентное преимущество. Эта методика позволит собрать информацию для анализа точки безубыточности и предоставит более реалистичную картину того, во что превращается ваш стартап.
Секрет некоторых успешных стартапов заключается в том, как они проверяют свою идею. Существует концепция MVP, которая позволяет протестировать идею и понять, куда её развивать и есть ли у неё право на существование. Например, Uber начинал создание стартапа с одной единственной функции — соединять водителя с клиентом. Теперь, когда идея оказалась жизнеспособной, у Uber появилось множество дополнительных функций.
MVP — первый большой шаг в стартапе
Когда вы проанализировали конкурентов и ЦА, можно приступить к созданию MVP (Minimum Viable Product) — это минимально жизнеспособный продукт, т.е. приложение, которое обладает небольшим, но достаточным количеством функций для решения проблемы пользователя. Основная задача — получение обратной связи, чтобы сформулировать для себя пути развития продукта и определить во что стоит инвестировать. А также MVP даст понять, есть ли вообще у вашего продукта клиент. Если он готов оплатить сервис уже сейчас, чтобы получить от вас в дальнейший доступ к готовом продукту, значит, спрос есть. Поздравляем!
PoC, MLP и MMP: что это такое?
Помимо MVP, существуют PoC (Proof-of-Concept), MLP (Minimum Lovable Product) и (Minimum Marketable Release). Не пугайтесь, сейчас разберемся, что это такое и с чем их едят!
PoC — это скорее исследование, чем разработка работающего продукта. Тестируются лишь критически важные функции. Вероятно, если такой метод тестирования не принес положительных результатов, то рыночных перспектив вряд ли стоит ожидать и создание стартапа стоит сворачивать. Не огорчайтесь, найти «ту самую» идею дело не из простых, пробуйте дальше. PoC применяется для того, чтобы доказать, что придуманное решение потенциально возможно. Это не то же самое, что MVP, оно его не заменяет. Применяется для сложных решений.
У нас был такой пример: к нам обратился Заказчик с идеей сделать приложение, которое будет отображать параметры с различного оборудования на производстве, которые снимают контроллеры. Это был интересный вызов — необходимо было понять, сможем ли мы сделать программу, которая будет преобразовывать данные с контроллеров в понятные показатели, из которых можно сделать графики. Идея оказалась реализуемой!
MLP — это минимально привлекательный продукт. Цель создания этого продукта — реализовать не только функцию, но и сделать это визуально привлекательным для пользователя. Здесь акцентируется внимание на том, что продукт должен быть приятным еще на ранней стадии создания приложения. Так как в таком случае он будет привлекательнее для пользователя и его захотят приобрести.
MMP — минимально продающий продукт, здесь нужно внедрить минимум решений для монетизации продукта. Это первая версия вашего «Настоящего» продукта, которая может решать пользовательскую проблему с минимальным количеством функций. Цель такого продукта — изучить рыночные отзывы реальных пользователей и получить первое доказательство успеха монетизации.
Как еще проверить идею?
- Поговорить с людьми, спросите их, находят ли они вашу идею привлекательной;
- Начните вести блог на InnMind. Это международная деловая сеть для инвесторов и стартапов, менторов и специалистов по продвижению стартапов;
- Можно разместить сбор средств на вашу идею на какой-нибудь краудфандинговой площадке. Если люди поддержат вашу идею рублем взамен на какие-нибудь фишки, например, на VIP-доступ, когда она будет запущена, это даст вам понять, что аудитория действительно нуждается в вашем продукте.
Резюме
Если вы вовремя признаете ошибку — это здорово сэкономит ваши финансы. Если при тестировании идеи вы вдруг поняли, что вас несет не туда, вы сможете поменять курс направления. Иногда бывает очень сложно отличить начало конца от начала чего-то большого и крутого. Будьте готовы, что на первых порах, когда клиенты еще не пришли, а деньги все уходят и уходят, вас будет терзать страх, что это все пустая затея. Но не сдавайтесь, если вы уверены, что делаете нечто полезное. А для того, чтобы определить бюджет на MVP, MLP и т.п. и выбрать подходящий вариант — напишите нам!