Главное Авторские колонки Вакансии Образование
arrow-right Created with Sketch. Валерия 77353 342 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как провести эффективный SWOT-анализ. Часть 1

Управлять бизнесом непросто. Учитывая множество деталей, которые требуют постоянного внимания, очень легко отвлечься на какую-то незначительную мелочь в ущерб решения более важных вопросов. Единственный способ убедиться в правильности расставляемых приоритетов – периодически отступать в сторону и смотреть на свой бизнес с более широкой перспективы.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш канал в telegram и получайте свежие статьи первыми

Для этой цели вам и необходим SWOT-анализ – этот метод позволит вам по-новому оценить потенциал своего бизнеса. Вы не просто подробно изучите механизм работы вашей компании сегодня, но и сможете предвидеть, каким образом она будет функционировать завтра, на следующей неделе, в следующем месяце и даже в следующем году.

Что такое SWOT-анализ?

Термин SWOT-анализ звучит немного устрашающе, правда? На самом деле, всё очень просто. Аббревиатура SWOT с английского расшифровывается как:

S(Strength) – сила.

W(Weakness) – слабость.

O (Opportunity) – перспектива.

T (Threat) – угроза.

SWOT-анализ способен помочь вам определить положительные и отрицательные аспекты, связанные с вашим как офлайн-бизнесом, так и электронной торговлей, причём как с внутренней, так и с внешней стороны.

Сильные и слабые стороны – это внутренние факторы. Перспективы и угрозы – внешние. Внутренние факторы зависят и исходят непосредственно из вашей компании, в то время как внешние – из более широкой среды, окружающей ваш бизнес.

Сильные и слабые стороны в основном сосредоточены на настоящем, в то время как перспективы и угрозы – на будущем: что происходит в сравнении с тем, что может произойти.

Сильные и слабые стороны находятся полностью под вашим контролем, может быть это сложно, но в ваших силах изменить их с течением времени. Например, это касается:

- специалистов компании;

- корпоративной культуры;

- месторасположения;

- репутации;

- списка клиентов;

- делового партнерства;

- интеллектуальной собственности;

- активов компании.

И наоборот. Перспективы и угрозы обычно находятся вне вашего контроля. Вы можете попробовать предвидеть их или как-то повлиять на положительные изменения, но глобально эти факторы от вас не зависят. Например, это касается:

- нормативно-правового регулирования;

- размеров рынка;

- экономики;

- тенденций;

- финансирования;

- поставщиков;

- конкурентов;

- погодных условий.

Зачем проводить SWOT-анализ?

Если в двух словах, то все, как новые, так и уже опытные компании в офлайн-бизнесе или сфере электронной коммерции, обязаны проводить SWOT-анализ. Если вы только начинаете свой бизнес или все ещё находитесь на этапе планирования, SWOT-анализ даст вам конкурентное преимущество: в вашем случае он дополнит анализ безубыточности и позволит получить более реалистичное представление о происходящем. Между прочим, если вы ищите финансирование для проекта, ваш бизнес-план обязательно должен включать оба этих анализа.

Компании, существующие уже некоторый период времени, должны проводить SWOT-анализ каждый год. В этом случае необходимо рассматривать его в качестве отчёта о ежегодной оценке состояния своего бизнеса. Такой подход позволит вам поддерживать бесперебойную работу компании, предвидеть проблемы, работать над необходимыми изменениями или улучшениями и принимать более разумные решения в течение года. В принципе, ежегодный SWOT-анализ позволит вам не потерять связь с вашим бизнесом, клиентами и рыночной сферой.

Как проводить SWOT анализ?

SWOT-анализ далёк от науки, поэтому даже объективно невозможно оценить, насколько хорошо вы его проводите. Анализ опирается исключительно на ваши способности наблюдать и подмечать внутренние и внешние факторы, которые могут существенно повлиять на бизнес.

Смысл заключается не в том, чтобы делать точные предсказания, а в том, чтобы знать, на что обратить внимание и что-как спланировать.

Шаг 1: Соберите правильных людей.

Хотя важные бизнес-решения, как правило, должны приниматься учредителями, директорами и руководителями отделов, если речь идёт о SWOT-анализе, здесь не бывает слишком много поваров на одной кухне. Наличие большего количества вводных данных, даже от сотрудников, которые не полностью понимают все тонкости вашего бизнеса, только усилит его эффективность.

В последующем вы можете обнаружить, что вовлечение в анализ большего количества разноранговых сотрудников способствует принятию более выгодных стратегических решений. Чего уж там, даже ваши клиенты могут предоставить очень ценную информацию!

Шаг 2: Проведите сеанс мозгового штурма.

Как только вы соберёте рабочую команду, организуйте сеанс мозгового штурма со всеми её участниками. Вы можете либо вместе перечислить сильные и слабые стороны, перспективы и угрозы (если у вас небольшая компания), либо же попросить каждого участника создать свой индивидуальный список (оптимально для многочисленных команд).

Записывайте всё, что приходит в голову для каждой из категорий, главное правило этапа мозгового штурма – никакой критики, все предложения принимаются. Не стоит волноваться о том, насколько важно каждое наблюдение, самое главное – ничего не упустить.

31 наводящий вопрос для эффективного SWOT-анализа.

Вне зависимости от того, работаете вы над SWOT-анализом в одиночку или вместе с командой, начать мозговой штурм может быть непросто. Следующие вопросы помогут сдвинуть дело с мертвой точки. Просто ознакомьтесь с ними, и вы точно не упустите ничего важного.

Сильные стороны

Это положительные внутренние факторы, влияющие на то, как работает ваш бизнес. Хотя изменить их может быть очень сложно, они должны находиться под вашим чутким контролем:

- чем мы хороши?

- что мы делаем лучше других?

- каково наше конкурентное преимущество?

- что делаем только мы?

- какие ресурсы есть в нашем распоряжении?

- какие преимущества нашей компании в сфере электронной коммерции?

- какими преимуществами обладают наши сотрудники?

- какими ценными активами обладает наша компания?

- почему клиенты выбирают нашу компанию?

Слабые стороны

Это негативные внутренние факторы, влияющие на работу вашего бизнеса. Изменить их может быть сложно, но они, опять же, должны постоянно находиться под вашим чутким контролем:

- в чём мы слабы?

- что наши конкуренты делают лучше, чем мы?

- на что жалуются наши клиенты?

- с какими недостатками сталкивается наша команда?

- что тянет нас назад?

- каких ресурсов нам не хватает?

- что мы могли бы улучшить?

Перспективы

Это внешние факторы, которые могут положительно влиять на ваш бизнес. Они не подпадают под сферу вашего контроля, но в то же время, вы можете предвидеть их с пользой для компании:

- какие потенциальные изменения в сфере нормативно-правового регулирования могут помочь нашему бизнесу?

- меняется ли рынок в благоприятную для нас сторону?

- повлияет ли на нас положительным образом текущее состоянии экономики?

- какие возможности мы ещё не использовали?

- какие новые возможности появились?

- снижается ли себестоимость наших товаров?

- есть ли возможность получить ресурсы, которых у нас ещё нет?

Угрозы

Это внешние факторы, которые могут отрицательно повлиять на ваш бизнес. В значительной степени они неконтролируемы, но план экстренных мероприятий поможет минимизировать возможный ущерб.

Продолжение читайте в нашей следующей статье ^_^

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем