Как хвалить, чтобы не было обидно
В прошлой статье я рассказывал, как критиковать, чтобы не было обидно. Напомню три правила:
- Не молчать, если что-то не нравитя
- Критиковать работу, а не человека
- Критиковать косвенно
Когда следуешь этим правилам, закрываешь задачи быстрее и помогаешь людям расти. Это приятно вдвойне.
Зачем хвалить
Критиковать — это естественно и понятно. Дизайнер нарисовал маленький логотип, менеджер говорит все не то, дизайнер увеличивает логотип. Клиент доволен, дизайнер переходит к новой задаче.
С похвалой все сложнее, потому что она необязательна. Дизайнер нарисовал нормальный логотип, менеджер его сразу отправил, клиент доволен. Поэтому мы часто критикуем и редко хвалим. И поэтому в интернете полно негативных отзывов и мало хороших.
Я считаю, люди редко хвалят, потому что неправильно понимают, зачем это делать. Хвалить — это не про то, что человек хорошо поработал сейчас. Похвала нужна, чтобы человек еще лучше работал потом.
Вот зачем я сам хвалю коллег и близких:
- Закрепить пройденное. Если похвалить человека за то, что он хорошо сделал, он и дальше будет делать это хорошо.
- Показать сильные стороны. Человек постарался, но может сомневаться, что получилось круто. Или сам не понимает, как круто у него получилось. Если похвалить, он запомнит и повторит.
- Поддержать. Если человек сомневается в какой-то своей способности, я стараюсь отмечать те моменты, когда он молодец именно в этом.
Но все это работает, если хвалить правильно. Неправильным комплиментом можно запросто обидеть.
Как обидеть комплиментом
Кажется, что комплимент приятен по определению. Хвали как угодно, все равно приятно. Но это не так.
В школе и университете мне легко давались языки и прочая гуманитарщина. Ну как давались. Если у вас с первого класса репетитор по немецкому, и вы сидите ночами над домашкой, результат будет выше среднего. Но часто мне приходилось слышать такое: Опять пятерка за сочинение? Молодец. Ну конечно, ты ж гуманитарий. Это обидно, потому что молодец как бы не ты, а твой склад ума, который достался тебе от природы.
Или вот еще.
Как-то я написал пост на фейсбуке. Хороший, смешной, часа два писал и редактировал. Был очень доволен результатом, но не таким комментарием: Филипп, отличный текст. Я бы так не смог.
Может только я такой ранимый, но меня от такого передергивает. Я-то знаю, что мой собеседник не учился писать, может и книжку ни разу не открывал после школы. Его комментарий звучит как ну да, тебе дано, а мне просто нет. То есть опять не ты молодец, а природа постаралась.
Представьте, что дизайнер нарисовал клевый макет, и менеджер его хвалит:
Менеджер: Какое у тебя прекрасное чувство прекрасного. Как здорово все получается. Дизайнер: Получается? Я десять лет насматриваю, рисую и редактирую. Я над этим макетом сидел три ночи и пять раз переделывал. Получается???
Плохой комплимент игнорирует старания человека и не говорит, что делать дальше. Как будто все само так сложилось, а как это повторить — черт его знает. Хороший комплимент, наоборот, дает уверенность: Я молодец, что сделал именно так. Буду всегда так делать.
Как хвалить
Здесь действуют похожие правила, что и в критике:
- Хвалить работу
- Хвалить по делу
- Хвалить без но
Расскажу о каждом правиле отдельно
Хвалить работу
Есть девушка. Красивая. Стройная. Ходит в спортзал три раза в неделю, не ест пельмени, не пьет. Сказать просто ой, какая ты стройная — это обидно, потому что такая похвала игнорирует все старания девушки. Ну как будто вся красота сама появилась.
Похвалим ее за то, что сделала она сама:
— Удивительно, как с двумя детьми и работой ты поддерживаешь такую фигуру.
На работе то же самое: хвалите проделанную работу. Тут важно не бояться быть мелочным и помнить, что хвалить надо в мире этого человека.
Приведу пример. Когда мне говорят, что я написал офигенный текст, я на самом деле хочу другого. Текст может быть офигенным у кого угодно. Человек может считать его таким, хотя я считаю, что текст никчемен. Поэтому я жду, что человек скажет, что именно ему понравилось. Например, что там офигенные заголовки. Или что благодаря структуре текста становится сразу видно, о чем пойдет речь, и кому это интересно читать. Так я вижу, что человек постарался оценить работу и найти в ней что-то полезное. И к тому же оценил не просто текст, а меня как исполнителя этой задачи.
Другой пример. Вот девушка приходит, и ей говорят: какое офигенное платье. Но само платье мог купить кто угодно. Офигенным оно становится именно на этой девушке. Поэтому нужно говорить о решениях. Например, что человек круто сочетает цвета или умеет так надеть платье, что оно сразу становится вау.
Хвалить по делу
Комплимент должен соответствовать уровню человека.
Представьте ваш 21-й день рождения. Вы собираетесь проводить гостей, надеваете ботинки, и тут мама говорит:
— Ты мой пупсичек, сам шнурки завязал. Совсем большой уже.
Формально вас похвалили, но на деле хочется провалиться этажом ниже.
Пример с производства. Дизайнер нарисовал макет, арт-директор хвалит работу:
— Ты мой пупсичек, сам в псд сохранил. Совсем большой стал.
Когда хвалят за ерунду, становится обидно. Как будто на большее ты не способен. Чтобы человеку было приятно, хвалить надо то, чем он может гордиться. Самый простой способ — отметить прогресс:
— В прошлом макете были проблемы с типографикой, а сейчас все ок. Ты молодец.
Хорошо отметить решенную проблему:
— Тут реально много фоток, было сложно скомпоновать их. Ты молодец.
Бывает, что в запаре сам не заметишь, какое интересное нашел решение. И если его никто не отметит, оно так и останется в пассиве. Но если вас похвалят именно за это решение, вы его точно запомните и используете снова.
Хвалить без но
Еще бывает такое: ты хороший, но...
— Ты нарисовал отличные иконки. Но весь макет — полный шлак.— Мне нравится, как ты пишешь. Но то, о чем ты пишешь, полный бред.— Ты здорово поработал. Жаль, что все это надо выбросить.
Ценность такого комплимента — нулевая. Во-первых, после такого но в доброту людей просто не веришь. Во-вторых, в следующий раз человека передернет любая ваша попытка похвалить. Даже искренняя.
Есть мнение, что такой комплимент поможет легче принять критику. Я считаю, что хорошей критикой хорошего человека не обидишь. Научись критиковать, и не придется ничего сглаживать.
Как принять комплимент
В нашей культуре принято отказываться от комплиментов, проявляя скромность. На самом деле так вы только обижаете человека, который пытался сделать вам приятно:
— Какой чудесный текст. Здорово подобрал заголовки.— Ой что ты. Там все так сыро.
Человек хотел похвалить текст, а ему в ответ: да ничего ты не понимаешь, это вообще ерунда. Так можно обидеть.
Чтобы принять комплимент, мало просто сказать спасибо. Вот как это выглядит в жизни:
— Какой чудесный текст. Здорово подобрал заголовки— Спасибо.— ...
Формально все хорошо, но можно лучше. Верните комплимент:
— Какой чудесный текст. Здорово подобрал заголовки— Спасибо, я с ними намучился. Здорово, что ты обращаешь внимание на такие детали
После такого вас будут хвалить снова и снова.
Хвалите друг друга чаще. Если следовать этим простым правилам, похвала никогда не будет выглядеть наивной и нарочитой.
Оригинал статьи в блоге SPECIA