Как сократить расходы компании, не сокращая штат?
Причин сокращения бюджета может быть много. На рынке может сложиться кризисная ситуация, или у вас могут появиться новые цели развития. В любом случае, многие компании рано или поздно приходят к пониманию того, что расходы стоит пересмотреть.
Сразу может появиться желание сократить штат — ведь это самая большая статья расходов. Действительно, иногда стоит проанализировать эффективность сотрудников и провести разговор с теми, кто серьезно выбивается из плана. Однако чаще всего бюджет проседает из-за других причин, и простое сокращение расходов может не помочь.
Так, например, при увольнении вы действительно сэкономите средства, но процессы, регулярно истощающие бюджет могут остаться. Об этом ниже.
Оптимизация vs Сокращение
Чтобы разобраться в этих двух понятиях, можно привести пример: допустим, вы решили сократить четверть штата и оставить только стратегически важных сотрудников. В результате, эффективность компании упала, так как лучшие сотрудники стали заниматься почти всем, включая то, что до этого равномерно делегировали ассистентам и менеджерам.
На самом деле, компании была нужна оптимизация. С ней можно было бы выяснить, например, что в офисе можно сократить расходы на питание, что корпоратив раз в месяц не так необходим или найти ошибку в документах, из-за которой вы оплачивали счета больше необходимого.
Оптимизация расходов — это комплексное решение, благодаря которому можно:
- Определить процессы, которые можно изменить;
- Выявить процессы, которые больше не требуются;
- Проанализировать расходы и доходы;
- Перераспределить средства.
Если при сокращении расходов вы просто урезаете часть штата и ресурсов, то оптимизация предполагает постоянный анализ бизнес-процессов, цель которого — разумная экономия и надежный рост прибыли.
Оптимизация — это не разовое решение проблемы, а процесс, который должен быть в работе всегда. Его можно сравнить с уходом за бизнесом — вы отслеживаете его состояние, избавляетесь от ненужного и подстраиваетесь под новые нужды.
4 метода оптимизации
Уже на этом этапе можно сформировать собственную стратегию по работе с бюджетом. Процесс будет различаться — в зависимости от размера компании, специфики деятельности, отрасли. Но есть и общие подходы. Делимся 4 из них:
- Замещение. Здесь нужно понять что перестало приносить пользу вам и вашим сотрудникам. Например, если раньше вам нужны были регулярные корпоративы, так как штат был совсем новым, то с течением времени может оказаться, что лучше средства потратить на систему адаптации нового персонала и отказаться от мероприятий для старого.
- Устранение. Для многих это самый легкий шаг. Необходимо вспомнить, чем вы больше не пользуетесь, но продолжаете платить за это. Как иногда мы можем платить за подписки, которые нам не нужны, так и в формате компании стоит проанализировать, на что деньги уходят, а выгоды нет. Хороший пример — командировки. В последнее время их отлично можно заменить онлайн-встречами и консультациями.
- Адаптация. Некоторые процессы, внедренные в процессы компании, со временем могут устареть. Например, вы можете тратить много ресурсов на телефонную службу поддержки, оплачивать специальное ПО, заменять и ремонтировать оборудование, когда на самом деле ваша целевая аудитория предпочитает общаться в мессенджерах. Для адаптации важно в первую очередь проанализировать то, что нужно вашим клиентам и что уже внедрили конкуренты. Не всегда необходимо выстраивать все заново, как в случае с замещением, стоит лишь определить какие стороны вашего бизнес-процесса запаздывают.
- Улучшение. Во многом этот шаг связан с желанием, чтобы все просто работало быстрее и лучше. Сделать это можно с автоматизацией — сократить ручной труд до минимума, внедрить инструменты аналитики, объединить все процессы в одном месте и под одни правила и регламенты. В первое время для этого могут потребоваться не только траты на ПО, но и на специалистов и обучение для сотрудников. Какая же здесь оптимизация? Суть заключается в том, что в перспективе автоматизация сократит количество штрафов, позволит обработать все заявки клиентов и в несколько раз ускорит выполнение задач, не связанных со стратегическими целями компании.
Оптимизация на примерах
Если сейчас все еще сложно представить, что в вашей компании можно оптимизировать, приведем распространенные решения компаний:
1. Удаленка. Тренд на работу из дома еще долго не потеряет своей актуальности. Освободившиеся ресурсы можно направить с обслуживания на планы по дальнейшему развитию и масштабированию компании. Кроме того, некоторые задачи успешно закрываются аутсорсом. При грамотно выстроенной работе, с помощью подрядчиков можно опробовать новые методы работы, услуги или даже новую нишу.
2. Снижение себестоимости продукта. Необязательно менять составляющие продукта на менее качественные. Здесь важно изучить рынок и сделать выбор в пользу, например, более дорогостоящего оборудования, которое требует меньшего ухода и поддерживает более высокую производительность.
3. Оптимизация оплаты труда. Если появляются мысли о том, чтобы просто уволить тех, кто недостаточно хорошо работает, можно начать с новых правил оплаты. Если для вас важна результативность, ее можно привязать к зарплате. Например, ввести базовую ставку и прибавлять премию по итогам работы. Или пересмотреть KPI.
4. Автоматизация процессов. Она поможет избавиться от тех процессов, которые обычно занимают много времени, протекают где-то на фоне рабочих задач и требуют постоянного контроля. Например, в отделе бухгалтерии можно автоматизировать отправку счетов, подсчет, формирование и отправку справок.
Все это можно организовать в service desk. Для начала автоматизацию можно внедрить частично, начиная с самого главного.
Облачный service desk в целом может стать центром автоматизации и оптимизации процессов. Доступные для этого функции заложены и в ITSM 365. Например:
- Если вы решили перейти на удаленку, можно повысить информированность сотрудников через уведомления, организовать более эффективные командные коммуникации через общие чаты, интегрированные с обращениями и задачами.
- Оптимизация оплаты труда станет более эффективной, когда в service desk налажен процесс учета трудозатрат, на основе которого можно формировать премию для сотрудников и опираться на фактические данные их участия в процессе. Там же можно ввести и KPI, аналитика по которым станет доступна сотрудникам.
С оптимизацией необязательно разбираться самостоятельно. Недавно мы помогли нашему клиенту, торгово-сервисной компании «Нексол». Компания тратила огромные средства на бумажные расходники для учета заявок, не говоря уже о силах и времени сотрудников.
Мы перенесли этот процесс в систему автоматизации. Теперь инженерам не приходиться разбираться с бумагами. Он просто заходит в заявку, сверяет информацию из нее с данными на оборудовании и берет ее в работу.
Вы тоже можете попробовать занести затратный процесс в систему. Если пока не знаете как, ничего страшного. Наши специалисты проанализируют вашу специфику и предложат лучший вариант.