Главное Авторские колонки Вакансии Образование
1 301 3 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Стартап без бюджета. Реально ли?

Конечно реально - ответят вам тысячи людей. И еще столько же - иди работай, хватит фантазировать. Так кому верить? Можно конечно еще купить книжку Майк Микаловица - "Стартап без бюджета". Там много полезных мыслей. А я просто поделюсь своим опытом. И мы вместе с вами попробуем разобраться в этой "избитой" теме.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Но, пожалуй, начну свою историю по порядку.

ФОНД

Около года назад в поисках интересных проектов, где я бы смог применить свои навыки и реализовать амбиции, мне на глаза попался Тимфайндинг.

Это сервис, в котором можно было бы найти единомышленников, программистов и других людей для своего проекта и наоборот - можно присоединиться к чужому проекту, если он вам понравится.

Там меня заинтересовал один проект по созданию фонда, аналогичного инвестиционному. С той лишь разницей, что вкладываться в проекты собирались не деньгами, а своими компетенциями и временем (работой).

При этом, была разработана сложная схема по распределению долей как внутри фонда, так и внутри проектов, которые мог бы реализовывать фонд.

Основная идея была в том, что сколько бы проектов мы делали - к фонду всегда бы отходила фиксированная доля от стартапов. Остальное распределялось бы среди специалистов, участвующих в работе и основателями стартапов.

Таким образом, у фонда, в случае успеха в каком-либо старатапе, появлялся и постепенно бы наращивался свой капитал, который можно было бы использовать как для инвестирования, так и на собственные нужды, например на выплату дивидендов.

Нас собралось больше 15 человек. Условно из которых примерно 5 - это маркетологи и рекламщики, еще около 5 - менеджеры проектов, и около 5 - разработчики. Команда получилась на первый взгляд мощная. Особенно если учесть, что это все было удаленно. Коммуникация была через скайп, а потом уже в битриксе.

Только как оказалось, этого было мало.

Да, мы составили какие-то внутренние документы, регламентирующие нашу работу. Даже рассматривали несколько проектов. И все. На этом все стухло.

Работать мы не начали. И через месяц уже никто не отвечал в нашем "корпоративном" чате в битриксе.

Почему не получилось

Я вывел следующий список:

1. Разногласия.

Когда еще проект фонда был активен - ситуация внутри была похожа на басню "Лебедь Щука и Рак":

"Когда в товарищх согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука."

Т.е. банально отсутствовало единое понимание того, что мы из себя представляем и будем представлять в будущем. Каждый видел это по-своему. В том числе и путь, по которому надо идти для достижения целей - все видели по-разному.

2. Отсутствие единоначалия.

Этот пункт вышел из первого. Если нет общего понимания, то должен быть кто-то, кто мог бы всех направить в одну сторону, разъяснить, расставить задачи. Причем с полнотой власти - за выполнением задач кто-то должен следить, и перед этим человеком должны нести ответственность исполнители задачи. Попытки выбрать руководителя были, но тут возникала следующая загвоздка.

3. Некомпетентность.

Некоторые личности были явно некомпетентны. Они тормозили своей болтовней весь процесс. Т.е. кроме разговоров в чате, вопросов, сомнений и т.п. - от них реальной работы не было. Но убрать их из проекта без руководителя не представлялось возможным. При этом они саботировали процесс выбора руководителя, либо пытались выбрать "своих" - таких же некомпетентных болтунов.

Я попытался структурировать работу фонда. Описал регламенты, основные процессы, цели, ответственных и т.п. В том числе и ситуацию с исключением из фонда. Но этим регламентам никто не следовал. Эта попытка привести хаос к порядку споткнулась о следующую причину.

4. Недостаточно мотивации.

И она была разная. Кто-то хотел денег заработать, кто-то прокачать свои скиллы (это больше к программистам), кто-то искал самореализации, кто-то просто из любопытства, а кто-то искал людей к себе на собственный проект, кто-то ради удовлетворения ЧСВ (чувства собственной важности).

Это все приводило к еще большей энтропии.

Проявлялось это прежде всего в необязательности. Поставленные задачи не выполнялись в срок. Или когда для обсуждения одного вопроса надо 3 дня ждать, пока все соберутся (и то - соберутся не все). Предложенные мной наказания применять боялись: "А вдруг все разбегутся?".

В результате, проект покинуло несколько грамотных программистов. Я ушел вслед за ними. В проекте остались лишь "эффективные менеджеры" и "мертвые души". Фонд умер, так и не родившись.

К чему я пришел

Опыт участия в проекте фонда дал мне много нового.

Ранее я работал менеджером проектов в IT-компании, руководил несколькими группами разработки по 3-7 человек одновременно, совершенно в разных проектах - от мобильных приложений и сайтов до серверных C++ программ. Были в работе и стартапы. Мы также строили удаленную работу через скайп, trello, redmain, youtrack, jira, битрикс24 и т.п.

Но этот опыт был непохож на все, с чем я сталкивался ранее. Возможно, я впервые осознал, как это сложно - создать online-команду единомышленников для своего проекта, как трудно найти хороших специалистов и еще труднее - их мотивировать.

Одно дело, когда у вас есть бюджет. Вы просто идете и нанимаете людей. Конечно, сложность подбора команды остается. Но при наличии бюджета на хорошую зп, вопрос о мотивации у вас будет на втором плане.

Как же решить все эти проблемы?

И тут у меня возникла идея...

Об этом я расскажу во второй части статьи. Иначе она получится слишком большой. А вы можете поделиться своим опытом и мнением в комментариях.

Часть 2 (продолжение)

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем