редакции Выбор
Как грамотно переориентировать бизнес на внутренний рынок
В условиях кризиса 2022 года экономика и бизнес России будут развиваться в принципиально новых условиях:
- отечественный рынок покинули порядка 400 иностранных компаний, еще ряд — значительно ограничили ассортимент и подняли цены;
- покупательская способность населения снизилась, многие ниши переживают период падения спроса;
- работа с зарубежными партнерами затруднилась в плане расчетов и логистики, а с некоторыми — вообще стала невозможной.
Предпринимателям, которые хотят удержаться на плаву, стоит воспринимать эти факты как сигнал к действию. Раз изменились условия, необходимо менять и стратегию: ориентировать бизнес на внутренний рынок, при необходимости осваивать новые направления. Давайте разберемся, как сделать это грамотно и эффективно.
Критерии выбора рынка
Некоторым компаниям предстоит фундаментально перестраиваться, создавать принципиально новые продукты, осваивать незнакомые рынки. Другим повезет больше и таких глобальных изменений не потребуется. Но чтобы выбрать подходящую для вашего бизнеса стратегию, нужно знать, по каким критериям оценивать рынок и на какие ниши ориентироваться.
География
С этим параметром сейчас все очевидно. Если раньше вы экспортировали продукцию, теперь следует ориентировать бизнес на внутренний рынок и страны СНГ. В то же время, если до кризиса вы работали только в своем городе или области, сейчас есть смысл расширять географию и на другие регионы России.
Отрасль
В условиях санкций значительно изменятся объемы спроса и предложения разных товаров. Это перераспределение обязательно следует учитывать при выборе актуальной ниши. В приоритете — рынки, на которых спрос мало зависит от политической и экономической ситуации в стране, например, продукты питания, бытовая химия, детские товары.
Целевая аудитория
Доходы многих россиян сократятся, на фоне чего люди будут пытаться сэкономить на любых покупках. Поэтому сейчас целесообразно ориентироваться на покупателей среднего класса и работать в бюджетных ценовых сегментах.
И если ваша продукция предназначена только для узкой целевой аудитории, лучше подумать о более универсальных нишах.
Формат
В периоды кризиса (и нынешний — не исключение) люди проводят больше времени дома, поэтому онлайн-формат бизнеса точно не потеряет своей актуальности. Этому способствуют и потребительские привычки, сформировавшиеся в предыдущие годы. Но как в офлайне, так и в онлайне, есть смысл использовать только наиболее рентабельные бизнес-идеи: интернет-магазин, например, менее удачный формат, чем выход на маркетплейсы, так как это ведет за собой значительные дополнительные расходы и обязательства.
Объемы реализации
Не будет лишним пересмотреть, что выгоднее — оптовая или розничная торговля. Главным образом это зависит от вашей ниши и целевой аудитории.
Конечно, осваивать незнакомые направления практически так же сложно, как открывать новый бизнес. Но если прежняя модель не работает, есть смысл заменить ее на более актуальную и эффективную, ведь, в конце концов, от этого зависит ваш заработок.
К тому же, тотальную переориентацию по всем перечисленным критериям придется провести только небольшому количеству компаний. Если же, к примеру, ваш продукт останется востребованным, а целевая аудитория — платежеспособной, достаточно максимально расширить географию внутри страны и запустить онлайн-продажи.
Анализ и планирование
Без достоверных данных и точных цифр ориентация на новый рынок рискует быть провальной. Для начала изучите нишу, в которой вы уже работаете, — возможно, чтобы бизнес был прибыльным в 2022 году, достаточно подключить дополнительные каналы продаж и оптимизировать издержки.
Например, после обучения в школе бизнеса на маркетплейсах от Лео Шевченко многие предприниматели кратно увеличивают свой доход с помощью грамотного запуска продаж на Wildberries: с аналитикой, unit-экономикой и сопровождением опытных кураторов. В 2022-м заработок на маркетплейсах останется одним из самых эффективных решений для владельцев товарного бизнеса. А экспертные инструкции и полезные инструменты, которые предоставляют на курсах Лео Шевченко, сделают выход на торговые площадки успешным уже с первой попытки.
Если из-за кризиса ваш бизнес оказался в таком критическом положении, что выхода на маркетплейсы недостаточно, то, возможно, стоит решиться на кардинальные меры: смена ценового сегмента (в первую очередь) или отрасли (если по результатам анализа товар не востребован даже в дешевом сегменте).
Перед выбором новой ниши следует собрать аналитику так же тщательно, как если бы вы запускали бизнес с нуля. Источниками полезной информации послужат открытые данные:
- государственных органов статистики;
- федеральной налоговой службы;
- маркетинговых исследований и опросов;
- отчетности эмитентов;
- аналитических порталов;
- отраслевых СМИ.
Для бизнеса на маркетплейсах сбор аналитики намного проще: достаточно воспользоваться одним из специальных сервисов, которые показывают наполненность рынка, количество продаж, выручку продавцов и другие параметры по нише или конкретному товару. Кстати, научиться пользоваться такими сервисами тоже можно на курсах Лео Шевченко. Более того, по результатам аналитики ниши на маркетплейсе можно косвенно оценить спрос и для офлайн-бизнеса.
Тестовый запуск
Перед полномасштабным выходом на новый рынок важно предварительно определить его потенциал. Не стоит начинать сразу с крупных вложений — до первых продаж соберите минимальный ассортимент, запустите бюджетную рекламу, оцените спрос и unit-экономику на практике.
Если первые результаты не оправдали ожидания, проанализируйте бизнес-план, маркетинговую стратегию и скорректируйте их. В период кризиса лучше избегать серьезных, дорогих ошибок, и выбирать только надежные, проверенные пути.