Станет ли работа привилегией для избранных?
Возможно, люди научатся работать лучше, станут честнее, внимательнее и ответственнее, но они точно не смогут работать быстрее автомата. Уже сейчас можно предположить, что в недалеком будущем автоматы отнимут работу у людей большинства распространенных профессий. Со временем человеку получить хоть какую-то работу будет все труднее и труднее, и в итоге она может стать привилегией для избранных категорий специалистов с уникальными знаниями и навыками.
Почему магазины избавляются от продавцов и консультантов
Уже сейчас магазины могут работать без кассиров. Их постепенно заменяют кассы самообслуживания. Некоторые торговые сети тестируют новый формат торговли, «магазин будущего», который обходится без касс, продавцов и консультантов. Такой магазин уже есть у Азбуки Вкуса, например. Вход в него возможен только по мобильному приложению, а весь процесс покупки проходит под наблюдением множества видеокамер.
Ряд ритейлеров пробуют бесконтактное обслуживание и устанавливают электронные витрины, специальные сенсорные киоски для выбора товара по каталогу и оформления заказа. Такие устройства уже работают в магазинах «Эльдорадо», «Ситилинк», «Netwit». Например, интерактивная витрина, закрепленная на полке с очками, показывает их описание и цену, как только покупатель возьмет их примерить. Если товар сложный, и у покупателя возникли вопросы, интерактивная панель поможет ему связаться с оператором в режиме конференции и уточнить детали.
Специальное программное обеспечение для таких электронных консультантов позволяет автоматизировать создание каталогов с большим количеством товаров. Это ПО не просто закачивает прайс-лист магазина в интерактивный киоск. Оно формирует настоящий онлайн-магазин на экране терминала с возможностью выбора дизайна, загрузкой фотографий и 3D-моделей товаров, подробными описаниями, возможностью оформления заказа.
Витрина — это лицо магазина, она определяет первоначальный интерес к нему. Способы оформления витрин постоянно эволюционируют: от статичных манекенов к динамичным конструкциям и интерактивным панелям. Вместе с этим повышается их эффективность — человек запоминает 10% из того, что прочитал, 20% из того, что услышал и 90% того, в чем лично участвует. Будущее — за интерактивными технологиями и автоматизацией. И современный ритейл постепенно двигается в этом направлении.
Очередной шаг — внедрение электронных консультантов и онлайн-витрин. Такие устройства самостоятельно вступают во взаимодействие с посетителями, собирают информацию о нем, на основе которой демонстрируют персонализированные предложения, позволяют примерить понравившийся товар с помощью дополненной реальности. Вряд ли кто-то из сотрудников магазина справиться в одиночку с таким объемом разнообразных задач.
Чем полезны интерактивные витрины и электронные продавцы?
- Они повышают конверсию потока прохожих в посетителей;
- Привлекают внимание;
- Служат сильной имиджевой рекламой;
- Обеспечивают эмоциональный фон для стимулирования импульсных покупок;
- Вовлекают потребителей в сценарий целевого поведения с использованием игровых механик;
- Автоматически оформляют заказ или покупку, включая все документы и чеки;
- Ведут учет продаж и бухгалтерию.
Ко всему перечисленному стоит добавить, что электронный продавец не устаёт, не болеет, не уходит в отпуск, не требует повышения зарплаты, не ошибается и не ворует. Вот почему предприниматели считают замену персонала автоматами вполне логичной.