Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
1 002 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Будущее IT-отрасли в России

Что ждет IT-отрасль в России? Будут ли сокращения сотрудников и зарплат, куда переходить с иностранных сервисов, когда будет собственное ПО?Об этом мы поговорили с владельцами IT-компаний, представителями IP-телефонии и интеграторами.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

За 2021 год российский рынок IT-услуг вырос на 17%. Спровоцировали подобный процесс локдаун и массовый переход на удаленку. Это все подстегнуло бизнес к появлению множества новых цифровых продуктов.

Сможет ли кризис начала 2022 года стать толчком к развитию IT в России?

Дмитрий Щукин, (CEO UIS и Comagic)

Сами цифры комментировать сложно. Мне кажется, что рост должен быть даже больше, отрасль в начале большого пути. Если вы переживаете, что будет с клиентом дальше, наблюдайте за тем, что происходит вокруг и анализируйте. На самом деле я почти уверен, что возникшая турбулентность принесет IT-сектору кучу плюсов.

Теперь у IT есть много возможностей стартануть и построить что-то большое. Я не знаю, будет ли в стране объявляться условный НЭП, чтобы хоть как-то спасти макроэкономику, но я не вижу другого пути, кроме как стимулировать частный бизнес.

Дмитрий Белобородов, (​​UISComagic Platform Product Owner)

В последние годы IT оставалась сферой с одной из самых высоких зарплат на рынке, что обуславливалось еще и высокой конкуренцией в рабочей среде.

С учетом того, что большее количество специалистов покинуло Россию, не подстегнет ли это спрос на менее квалифицированных сотрудников и, как следствие, на снижение уровня зарплат в IT-отрасли?

Дмитрий Белобородов, (​​UISComagic Platform Product Owner):

Зарплаты точно поднимутся. Когда все уляжется, мы поймем, какой уровень инфляции, и дальше будем смотреть насколько. Западные игроки, когда всё успокоится и когда не будет так зазорно иметь дело со специалистами по национальному признаку, скажут: «Давайте работать, у нас стоимость доллара не изменилась». А у нас, напротив, она изменилась. Поэтому придется пересматривать всю экономику.

Константин Кузнецов, (Основатель RocketSales):

Мне кажется, что раздутые зарплаты IT-специалистов должны немного сократиться. Предпосылки — Upwork закрылся, а это 150 тысяч фрилансеров. Ходят слухи, что «Яндекс» будет сокращать людей. Плюс зарубежный рынок закрыт для разработчиков.

Егор Секиров, (Директор по развитию Wazzup):

Мне кажется совершенно не имеет значения, что будет с зарплатами. Если зарплаты вырастут, то и цены на продукты вырастут, и все будут находиться в равных условиях. Это влияет только на продажи на зарубежных рынках. Когда стоимость труда в России падает, услуги русских разработчиков становятся более конкурентоспособными.

Константин Кузнецов, (Основатель RocketSales)

Ряд иностранных производителей программного обеспечения перестали продавать лицензии в России, из-за этого трудности возникают как в разработке, так и в операционной деятельности.

Как это сказалось на работоспособности программных продуктов и отраслевых решений?

Дмитрий Белобородов, (​​UISComagic Platform Product Owner):

Отзывы, лицензии каких-то продуктов или ещё что-то для нас никаких затруднений не несут. Кроме того, что все наши мощности находятся в России, какие-то дополнительные сервисы мы переводим на оплату с зарубежных карт.

Егор Андреев, (Основатель AdminDivision):

Первая история — перестали работать российские карты для оплаты зарубежных сервисов, так как хостинг, даже если серверы в России, частенько подключен к заграничному сервису.

Мне накануне вечером прилетело письмо от одного из сервисов, которым мы пользовались, полностью остановил наш аккаунт, а деньги, которые были на счете, заморозили.

Александр Мыгаков, (Основатель «Команда F5»)

Большинству ПО нет отечественных аналогов. Даже если они и существуют, под них необходимо выстраивать новую инфраструктуру, что потребует дополнительных затрат.

Куда российским компаниям переходить с иностранных сервисов, которые покидают страну. Как данная ситуация может задеть клиентов и что с этим делать?

Александр Мыгаков, (Основатель «Команда F5»):

Нас, как и многих, коснулась тема e-mail рассылок — Mailchimp не работает. Была проблема оплаты сервисов, которые ушли из России, но у нас есть сотрудник в США, он все оплатил.

Что касается сервисов, которые ушли и без которых наша работа может встать, таких, наверное, нет. Наша основная работа — это проектная деятельность. Когда-то давно мы вели проекты в «Битрикс24». В один момент поняли, что надо что-то более опциональное. Посмотрели на Trello, Asana, Jira, но все было не то. Тогда мы придумали свой проектный трекер, назвали его Tasker, и вот сейчас вся наша проектная деятельность в нем.

Константин Кузнецов, (Основатель RocketSales):

Какая альтернатива у того же Google — не ясно. Я посмотрел Яндекс-трекер, Яндекс-таблицы, но это возвращение на 10 лет назад. Asana мы будем пользоваться до тех пор, пока ее не заблокируют. Потом перейдем в какой-нибудь «ПланФикс». Но когда тебе нужно удобство, к примеру, iPhone, таких альтернатив в России нет.

Егор Андреев, (Основатель AdminDivision)

По состоянию на 2021 год около 67% компаний в России предпочитали SaaS-сервисы для управления своими финансами и продажами.

Скажется ли сложившаяся ситуация и уход большинства облачных решений на поворот в сторону «коробки», которую, как вариант, нельзя отключить удаленно?

Константин Кузнецов, (Основатель RocketSales):

Ни насколько не скажется. Люди не пойдут в «коробку». Пока телефон будет хоть как-то доступен, ты будешь им пользоваться.

Конкретно для нас сейчас основная проблема — это Google Workspace. На днях была новость, что Google больше нельзя оплатить. А у нас в компании это чуть ли не основополагающий сервис. С другой стороны, уровень доверия к облачным сервисам (особенно иностранным), к сожалению, подорван. Например, тот же Slack, который банит аккаунты, не давая даже переехать.

Егор Секиров, (Директор по развитию Wazzup):

Переход из облака на серверное железо вряд ли произойдет сейчас, есть трудности. Его нужно арендовать только там, где оно есть, а это большие дата-центры с очередями на месяцы вперед. Наа самом деле у рынка пока нет запроса на переход из облака в «коробку».

Виктор Довжик, (CEO W—Target)

Что делать с маркетингом?

Виктор Довжик, (CEO W—Target):

В ближайшие пару месяцев расходы на маркетинг надо урезать, не тратить лишнее.

Лучше всего сконцентрироваться на работе с клиентской базой. Как показывает опыт, у всех накопленные базы большие, но непроработанные.

С учетом сокращения рекламных бюджетов и ухода популярных сервисов для email-маркетинга (Mailchimp и Sendpulse заявили об уходе из России), берите телефоны, обзванивайте клиентов.

У IP-телефонии в этом плане намного больше преимуществ. У той же UIS, все серверы находятся в России, а следовательно проблем со связью не будет. При этом телефония позволяет делать автообзвоны и вообще в нынешних условиях является оптимальным средством для реанимации клиентской базы.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем