редакции Выбор
Создание собственного маркетплейса в кризис: выгоды и перспективы
Выход из страны западных компаний приведет к изменению внутреннего российского бизнеса. Сейчас предприниматели составляют планы для выживания уже существующих компаний, а также — ищут новые идеи и возможности.
Для России этот кризис далеко не первый: перестройка, 1990-е годы, дефолт — лишь то, что приходит в голову первым. В эти сложные периоды в стране происходил расцвет рынков: они помогали одним людям заработать, а другим — приобрести товары по доступным ценам.
Сегодня альтернативой реальному рынку может стать маркетплейс. Такие крупные проекты, как Wildberries или Ozon — далеко не единственные торговые площадки. Кроме них существуют и другие, более узко специализированные. И теперь, когда необходимо сосредоточиться на импортозамещении, новые маркетплейсы могут принести пользу людям и успех предпринимателям.
Монобрендовый интернет-магазин никогда не будет приносить такой же трафик, как маркетплейс. Поэтому, если предпринимателю нужно продать собственную продукцию, намного выгоднее будет создать онлайн-рынок и привлечь других поставщиков: покупатели охотнее выберут площадку, где можно купить все необходимое сразу.
Также владелец маркетплейса может получать доход от зарегистрированных продавцов — взносы за регистрацию, оплата дополнительных функций, комиссия от сделок.
Рассказали, почему собственные торговые онлайн-площадки — выгодное вложение, в этой статье.
Преимущества и недостатки маркетплейсов
С точки зрения покупателей выгоды маркетплейса понятны: на торговой площадке, где представлены разные поставщики, можно купить сразу все необходимые товары с помощью нескольких кликов. Конкуренция, борьба за положительные оценки потребителей заставляют поставщиков тщательно следить за качеством и продумывать дополнительные стратегии привлечения клиентов. Благодаря правилам, которые диктует владелец площадки, продавец не может получить деньги, если с товаром что-то не так. Эти правила также защищают покупателя от рисков.
Удобство, выбор товаров и гарантии безопасных сделок делают маркетплейсы востребованными сервисами. Люди, которым нужно заказать продукт онлайн, часто в первую очередь задумываются о покупке на такой торговой площадке. Продавцов привлекает повышенный трафик и возможность расширить аудиторию покупателей — у маркетплейса намного больше клиентов, чем у онлайн- или оффлайн-магазинов.
Из преимуществ маркетплейса для владельца выделим:
- Отсутствие характерной для магазинов рутины: владелец маркетплейса может заниматься только продвижением своего сервиса. Некоторые маркетплейсы, например, оставляют решение проблемам склада, контроль качества, управление поставками зарегистрированным продавцам.
- Более легкую раскрутку сервиса: в сравнении с обычным магазином, маркетплейс предлагает покупателям обширный ассортимент товаров, а значит, у владельца больше возможностей привлечь аудиторию.
- Привлечение внимания к собственной продукции: если у вас уже есть бизнес, связанный с производством каких-либо товаров, то маркетплейс станет более выгодной альтернативой интернет-магазину. Свою продукцию можно предлагать на выгодных условиях, а высокий трафик гарантирует проекту широкую целевую аудиторию.
Основной сложностью для создателя маркетплейса является то, что при продвижении необходимо привлекать сразу две аудитории — продавцов и покупателей. Чтобы достичь этой цели, нужно:
- тщательно проанализировать идею и продумать бизнес-модель;
- найти надежную команду разработчиков, которая создаст маркетплейс «под ключ» и будет поддерживать и развивать его в дальнейшем;
- позаботиться о поисковой оптимизации сервиса и вложиться в его рекламу.
Виды маркетплейсов
Торговые онлайн-площадки классифицируют по разным признакам. По бизнес-модели маркетплейсы могут быть:
- B2C — модель отношений «Бизнес — клиенту». Стороны при таком взаимодействии не равны, отношения между ними строго формализованы. Примеры таких площадок — Wildberries, Booking.com? AliExpress.
- B2B — модель «Бизнес — бизнесу». Участники обмена равноправны, но отношения также формализованы с помощью заключенных договоров. Эти площадки позволяют бизнесам предлагать товары и услуги друг другу оптом и на выгодных условиях. Примеры — Alibaba.com, Made-in-China.com.
- C2C — модель «Клиент — клиенту». Наиболее демократичный вид маркетплейсов. Здесь нет четкого разграничения ролей, пользователи могут покупать и продавать свои товары, договариваться лично о более удобных условиях, скидках. Примеры — Avito, Юла.
По тематике маркетплейсы разделяют на:
- Продуктовые — площадки, где производители продают свои товары.
- Сервисные — площадки для продажи приобретения услуг.
- Инвестиционные — площадки, на которых можно вложить деньги в интересный проект, или собрать средства на реализацию собственного.
- Информационные — площадки для обмена контентом: тексты, видео, фото.
Также можно разделить торговые площадки по способу монетизации:
- Комиссия: владелец взимает комиссию с каждой проведенной транзакции.
- Подписка: пользователи платят фиксированную цену за доступ к маркетплейсу.
- Реклама: владелец получает доход от размещаемой на площадке рекламы.
- Фримиум: пользователи могут пользоваться маркетплейсом бесплатно, но доступ к премиум-функциям необходимо оплатить.
- Листинг: продавцы платят владельцу за каждую позицию, размещенную в каталоге.
- Лиды: продавцы отчисляют площадке процент за каждого нового клиента.
Примеры маркетплейсов
Маркетплейсы отличаются друг от друга сферой деятельности, способами взаимодействия с пользователями. Часто на фоне таких гигантов, как Ozon, Wildberies, AliExpress остаются незаметными интересные примеры нишевых торговых площадок. Приведем здесь некоторые из них:
- BlaBlaCar — это сервис, где можно найти попутчиков для путешествий по всему миру и доехать в нужную точку за небольшую плату. Здесь пользователи размещают информацию о своих предстоящих маршрутах и выбирают подходящее направление среди объявлений пользователей.
- osaGo — маркетплейс для автомобилистов, заработавший в России в 2017 году. С его помощью можно решить повседневные нужды владельцев машин: найти автосервис, вызвать эвакуатор, проконсультироваться с юристом. На площадке зарегистрировались 1000+ сервисов, 2500+ экспертов.
- Experum — площадка для предпринимателей, на которой можно найти нужного эксперта или ментора для развития бизнеса. На сайте проекта представлены предложения от 2000+ экспертов, которые помогут предприятию вырасти быстрее.
Подводим итог
Сейчас с российского рынка уходят многие популярные европейские и американские площадки. Освободятся ниши, которые смогут занять бизнесмены из нашей страны. Если у вас есть оригинальная идея для создания маркетплейса, стоит попробовать реализовать ее: кризис это не только опасность, но и новые возможности.
Создание собственного маркетплейса позволит предпринимателям не только выгодно продавать свои товары, но и получать доходы от привлечения других игроков рынка. Раскрутка маркетплейса даст более мощный трафик, чем создание интернет-магазина. Соответственно, число сделок, которые заключаются на таких площадках значительно выше.
Чтобы дать своему проекту больше шансов на успех, стоит внимательно выбирать команду для разработки маркетплейса. Будет плюсом, если в состав входит аналитик, который изучит целевую аудиторию, возможных конкурентов. Он выделит ключевые направления работы, определит выгодную схему монетизации и составит задание для дизайнеров и разработчиков. Благодаря предварительному анализу и подготовке вы получите сервис, который будет удобен и привлекателен как для покупателей, так и для поставщиков.
Компания KozhinDev уже 11 лет разрабатывает сложные веб-сервисы. Мы проведем детальную предпроектную аналитику, продумаем вместе с заказчиком бизнес-идею, сформулируем ТЗ и создадим маркетплейс с любым функционалом.