Немного мыслей и наблюдений о творческом процессе
Нас постоянно побуждали продолжать двигаться вперед, быть в движении ради движения. От нас требовали постоянного обновления. Изменения сами по себе важны, но у них есть предел. Да, обновление –это изменение, попытка сделать иначе, стремление поменять и переделать. При этом оберегая проверенные временем принципы. Роберт Галвин, бывший СЕО Motorola.
О проверенных временем принципах, это все очень круто, но когда у тебя нету времени, или нет, не так, прошло не достаточно времени, чтобы в проекте появились проверенные принципы, что тогда, как быть?
Мы не расскажем выдающийся секрет, не расскажем никакой тайны, т.к. по нашему мнению таких просто не существует!
Каждый проект уникален, то, что превосходно работало в одном проекте, далеко не всегда будет работать в другом. В первые месяцы работы царит настоящий хаос, творческий хаос и как нам думается этот хаос просто необходимо приручить, сделать его управляемым.
Речь не идет о планировании, записывании всего чего только можно на маркерных досках, оклеивании всех стен офиса желтыми бумажками с таймингом и дедлайнами, погружениями во все различные таск-менеджеры. Я никогда не любил ежедневники, оутлуки и прочие подобные штуки.
Планирование позволяет все распланировать, посчитать расходы, снизить риски и еще куча различных польз от этого есть, НО оно убивает творческий процесс. Как можно распланировать ход мыслей, поток идей…? Да, это вопрос, если кто знает на него ответ, поделитесь в комментариях, будем очень признательны. Карты памяти не в счет.
Но знаете, именно про творческий процесс и хочется поговорить. Про мысли, которые лезут в голову 24 /7, про то, когда ты просыпаешься среди ночи, чтобы записать одну из них, а потом не спишь с ней до самого утра, т.к. как тебе в тот момент показалось, она гениальная и крутая, разве ни у кого такого не было!?
Я привык записывать все в тетрадь, а с утра разбирать эти закорючки и пытаться перевести на нормальный язык. Затем обсудить все это дело с командой. Разработчики обычно сухи и им пофиг, они заняты делом и сидят в своей матрице, дизайнер чел творческий и всегда готов обсудить тот бред, который тебе ночью в голову влез. Маркетолог – даже не знаю, что и сказать. А через некоторое время, все уже в теме и обсуждают, что с этого можно выжать – Это первый признак того, что вот вот получится идею преобразовать в Гипотезу, и вот это настоящее волшебство!
Если получилось идею превратить в гипотезу, значит, ее стоит оперативно проверить, и главное помнить, что Лучшее — враг хорошего!
Выкинуть весь перфекционизм и проверить гипотезу. Вот, что необходимо сделать! Тут из хаоса рождается порядок, по идее! Казалось бы, вот, это и есть финишная прямая, а кто знает, где этот финиш то вообще? Ведь нет предела совершенству.
И снова начинается планирование: сроков, бюджета, необходимой выручки, операционной деятельности, внутренних и внешних процессов, маркетинга и бла бла бла…А если этот финиш в процессе сдвигается? А он всегда сдвигается, что тогда?
Именно в таком творческом хаосе мы работали эти несколько месяцев, мы получили отличный фидбек на Спарке, спасибо Вам за это! Это конечно не значит, что мы кинулись реализовывать все хотелки, но признаюсь честно, было и такое желание.
Иногда пауза помогает понять, что не так, куда вы идете, на верном ли вы пути. Самое главное не похоронить творческий процесс, тогда риск все провалить кратно возрастает, не стоит бояться отказаться от проделанной работы и свернуть с пути, если вы поняли что не туда идете!
Главное не стараться сделать все идеально и сразу пытаться выкатить все фичи вашего проекта. Каждая гипотеза обязана быть проверенной! Ведь может оказаться, что, то, что вы делали целой командой несколько месяцев, может быть просто никому не нужным, или нужным, но продать это, вряд ли получится!
Идеальный вариант, все поделить на мелкие этапы и выдавать короткими итерациями, неделя-две в идеале. Если ваша идея стала гипотезой, проверяйте ее, как можно быстрее, на живых и не знакомых вам людях.
Так о принципах проверенных временем:
Ничего не обещай, ни на что не рассчитывай, делай что-нибудь!
А о том, что наш сервис пережил, во что превратился и куда идет, мы обязательно расскажем в следующей статье!