ТОП-5 мифов о регулирующих органах. О чем важно знать бизнесу?
О том, что важно знать бизнесу о взаимодействии с регулирующими органами рассказывают специалисты ассоциации Координационного совета сферы массового персонала.
Если нарушение уже зафиксировано инспектором, придется не только исправить ошибки, но и заплатить налоги, штрафы, пени или понести другие потери. На старте бизнеса может показаться нецелесообразным найм юристов и бухгалтеров в штат, но высококвалифицированные специалисты помогут вам сэкономить в будущем или помогут адекватно оценить риски вашей схемы ведения бизнеса, расскажут, что нужно обязательно сделать сразу, что можно отложить до лучших времен. Если финансов на штатных специалистов нет, то стоит привлечь аутсорсинговую компанию. Поверьте, потраченные деньги сегодня, помогут вам сохранить время, деньги и нервы в дальнейшем.
Контролирующие органы приходят только к тем, кто нарушает
Надзорные органы проверяют компании с определенной периодичностью, избежать проверок не получится. Утверждение о том, что, если к вам пришли, значит, уверены, что у вас что-то нарушено — миф. Чтобы инспектор узнал, что вы не нарушаете, вас должны проверить на соблюдение всех требований законодательства. Если говорить о налоговых органах, то вы должны отвечать не только за свою деятельность, но и проверять своих контрагентов на добросовестность. Налоговая нередко доказывает фиктивность документооборота, и тогда доказывать реальность сделки придется в суде. Правовое государство дает право оспорить и обжаловать действия и даже бездействие должностных лиц, а также акты надзорных органов в досудебном порядке и в суде.
Доказывать факт нарушения должны контрольные органы самостоятельно
Законодательством зафиксированы механизмы проведения проверок, если проверяемый не идет на контакт с органами надзора. Проверяющий инспектор будет действовать в рамках закона, и часто этот закон не сыграет на руку бизнесмену. Необходимо грамотно оценить ситуацию и просчитать ходы свои и оппонента. И если в ходе проверки занять пассивную позицию и не давать информацию и документы инспектору, то, помимо того, что вас привлекут к ответственности за невыполнение требований, в суде придется приложить максимум усилий, придется оспаривать не только сам факт нарушения, но и его размер, который на самом деле может быть менее значителен, чем зафиксирован инспектором, которому вы не дали полной информации и доступа к помещениям или документам.
Достигнутые договоренности с инспектором по телефону имеют силу
Инспектор может позвонить вам или вашим сотрудникам и попросить внести изменения в отчетность, сдать какие-то отчеты или предоставить документы. Ваш бухгалтер может посоветоваться с инспектором о том, как лучше поступить в нетипичной ситуации, госслужащий может дать совет и даже пообещать, что проблем не будет. Все эти разговоры не несут никакого юридического значения, не исполнение просьб по телефону не несет за собой последствий, а выполнение рекомендаций инспектора могут привести к санкциям. Но стоит помнить, что письменные требования органов контроля необходимо выполнять в установленные сроки или сообщить о невозможности выполнениях в срок.
Закон не имеет обратной силы
Изменения в законодательстве, ухудшающие положение граждан, не должны касаться сделок, документов и отношений, которые совершены до принятия и вступления силу закона. Это основное правило юриспруденции для сохранения уверенности граждан в стабильности их правового и экономического положения. Обратите внимание на уточнение «ухудшающие положение», поэтому если законом установлено смягчение требований и санкций за нарушение, то такой закон действует в отношении нарушений, которые были совершены до его принятия.
Однако напомним о делах не так давно минувших дней, в 2017 году в налоговое законодательство была внесена ст. 54.1, кардинально меняющая подход ФНС к проверкам и доказыванию вины налогоплательщика. Так, закон вступил в силу 19.08.2017 года, но № 163-ФЗ установил, что новая статья применяется к камеральным проверкам деклараций, которые представлены в налоговый орган с 20.08.2017, т.е. после вступления в силу закона, и к выездным проверкам, решение о назначении которых принято с 20.08.2017. т.е. тоже после вступления в силу закона. Но выездная проверка может охватить период не более трех лет, предшествующему году, в котором вынесено решение о проведении такой проверки, т.е. 2017, 2016, 2015, 2014.
Законодательство постоянно меняется: налоговое, трудовое законодательство, требования безопасности на предприятиях, нормы и ответственность за нарушения и пр. Важно следить за изменениями, которые касаются сферы вашего бизнеса и наперед строить стратегию и просчитывать риски. Многие начинающие предприниматели допускают существенные ошибки в процессе работы и взаимодействия с государственными органами, что может привести к проблемам и финансовым потерям.