Оборот отечественной онлайн торговли увеличился до 10,4 млрд. долл.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Несмотря на то, что развитие российской интернет-коммерции сдерживают такие показатели, как слабая логистика и излишняя осторожность населения, её рост в последние годы резко увеличился. По данным Pricewaterhouse Coopers только за 2008-2012 годы прибыль от торговли в интернете возросла в несколько раз — с 3,5 млрд. долл. до 10,4 млрд. долл. Причём больше 50% покупок в российском интернете совершается жителями Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской областей.
В исследовании компании Pricewaterhouse Coopers (PwC), которое проводилось относительно стран БРИКС (пятёрка быстроразвивающихся стран – BRICS: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) и США, оборот интернет-продаж России намного меньше, чем показатели США и Китая, и приравниваются, даже немного превышая, к данным Индии и Бразилии. Но при этом рост интернет-бизнеса в процентном соотношении за предыдущие пять лет значительно увеличился во всех перечисленных странах, и больше всего этот показатель вырос в Китае (на 0,7 — 1,5% за год) и России (0,2 — 0,3% за год), что составляет 2,2% от всего розничного торгового оборота по результатам 2012 года.
Кроме значительного роста оборота на электронном рынке России экспертами PwC отмечается и увеличение онлайн-пользователей. Так, за декабрь прошлого года их число превысило 68 млн. чел., при этом всего 11 млн. чел. делают покупки в интернете. Это связано с тем, что среди стран БРИКС Россия лидирует по такой категории покупателей, которые выбрав товар в интернете, идут приобретать его в розничный магазин.
До появления торговой площадки Kupi.ru, гарантирующей безопасность совершения сделок во время торговли в интернете, на территории РФ практически отсутствовал ресурс, способный обеспечить не только удобный и быстрый сервис интернет-покупок, но и обезопасить как покупателя, так и продавца.
Хотя онлайн-торговля постепенно начинает развиваться и в регионах, больше всего это касается мегаполисов, где сконцентрированы торговые организации, удельный вес интернет-покупок, который приходится на Москву и Московскую область составляет 45%, этот показатель по Санкт-Петербургу и области — 11%. Это является следствием, прежде всего, недостаточного развития логистической системы, что опять таки связывает нас с Индией и Бразилией, а также с тем, что население России всё ещё с недоверием относится к покупкам в сети.
Сказывается также отрицательное действие на слабое развитие онлайн-торговли в России и далеко немалая стоимость мобильного интернета, и недостаточно широкие покрытие свободных зон WI-FI доступа. Это приводит к очень низкой активности пользователей совершать покупки в интернете, пользуясь мобильными гаджетами (смартфоны, планшеты и т. д.). Хотя в связи с массовым появлением онлайн-банкингов и других видов электронных платежей за период с 2009 по 2011 год интернет-продажи возросли почти втрое и составили около 0,5 млрд. долл. А за 2012 год согласно информации экспертов PwC этот показатель вырос вдвое.
Также в результатах исследования был сделан акцент на том, что рынок логистических услуг в России, направленный на онлайн-коммерцию, слишком фрагментирован. Более 60% отечественных курьерских компаний занимают три основных провайдера: (UPS — 12%, DHL – 40%, TNT – 10%). Около 20% — доля EMS Почты России, остальную часть рынка логистических услуг делят более 370 компаний местного уровня. Эксперты PwC отмечают очень низкую концентрацию в этой сфере деятельности, причём предоставить должный уровень сервиса одновременно на территории всей страны могут только 40% операторов в области онлайн-торговли, остальные 60% являются начинающими компаниями.
В январе этого года свой прогноз отечественному рынку онлайн-коммерции составила компания Morgan Stanley. По их информации к 2015 году рынок в этой сфере в РФ значительно расширится и достигнет уровня 4,5% от общего оборота розничной торговли.
Оригинальная статья
0
В избр.
Сохранено