Лидеры индустрий нанимают фрилансеров, не стесняясь
Метод Бирмана
Илью Бирмана из бюро Горбунова спросили в Советах, как сделать много однотипных графиков в минимально возможные сроки. Илья сформулировал метод ФлешМОБ, который задействует фрилансеров.
Илья Бирман объясняет, как работать с независимыми исполнителями
Вот что говорит Илья о работе с фрилансерами: Способ неоднократно проверен в деле и работает даже в значительно более сложных случаях. Например, мы использовали его, чтобы без ошибок сверстать за две недели две тысячи табличек для навигации МГИМО, где нужно было и текст правильно набрать, и овалы букв „о“ за линию набора свесить. Простого письма там, конечно, было недостаточно — отдельно были подготовлены разные примеры и даже обучающие файлы.
Поэтому, если у компании появляется большое количество однотипной рутинной работы, проще создать гайдлайн и делегировать задачу независимому подрядчику, чем искать человека на ставку, организовывать ему рабочее место, обучать его или писать скрипты. Даже компании-перфекционисты нанимают фрилансеров для разных задач. Это абсолютно нормально.
Отношение между компаниями и фрилансерам на Западе
В Штатах и в Европе крупные компании любят независимых работников, не стесняются приглашать их на проекты, открыто публикуют задачи на аутсорс. И не мудрено — в Штатах 55 миллионов фрилансеров— 35% рабочей силы! Форбс пишет, что в тематическом профсоюзе состоит 300 000 человек.
Журнал Антрепренер описывает взаимоотношения между компаниями и фрилансерами:
Многие годы биржи были самым простым способом быстро найти и привлечь в компанию новые таланты. Большие компании все охотнее привлекают внештатных работников, поэтому биржи тоже эволюционируют и усложняются. Платформы-посредники становятся цифровым мостом между штатными сотрудниками компаний и независимыми работниками, помогают компаниям интегрировать внешних специалистов в команды. Платформы также помогают регулировать вопросы оплаты и налогообложения для независимых работников
Крупнейшие компании часто публикуют на сайте список открытых проектных работ. Вы наверняка замечали раздел Careers на сайтах компаний — это оно. Часть фрилансеров приходит в компанию самостоятельно, но если нужно будет выполнить большой объем работ, не сомневайтесь, что менеджеры корпораций придут на биржу и найдут столько людей, сколько нужно.
Вот некоторые известные работодатели, постоянно нанимающие фрилансеров. Вы увидите много знакомых имен!
— Шаттерфлай (Shutterstock)
Знаменитый фотосток, отмеченный знаком Best Place to Work, как один из лучших работодателей, постоянно имеет открытые позиции для фриланс-подрядчиков: аккаунт-менеджер, дизайнер, эйчар.
— Expedia
Сайт для путешественников, аргегатор перелетов и отелей, а также владелец Hotels.com, Tripwire и Tripadvisor, всегда приглашает независимых подрядчиков в поддержку и департамент маркетинга.
— GoPro
Все знают, что ГоуПро создает современное оборудование для съемки, но не все знают, что ГоуПро — один из крупнейших поставщиков видеоконтента. Они постоянно ищут людей на позицию User generated content production artist — создатель пользовательского контента.
— Нинтендо
Японский бренд видеоигр с самой высокой выручкой. Благодаря Нинтендо у нас был Gameboy. Нинтендо остается крупнейшим игроком на рынке консолей. Фриланс-вакансии в Нинтендо: технический писатель, разработчик, двуязычный ассистент.
— Блумберг
Издание о финансах, основанное в 1981 Майклом Блумбергом. 202 офиса по всему миру. Вакансии: маркетинг-менеджер, веб-продюсер, оператор.
— Condé Nast, издательский дом
Владеет многими известнейшими брендами печатных изданий, в том числе GQ, The New Yorker, Vanity Fair, Vogue, Wired. Вакансии: создание контента, маркетинг, продажи, клиентский сервис.
Вакансии в издательском холдинге Condé Nast
Вообще говоря, контент — это первое, что приходит на ум, когда говорят о работе фрилансеров. Независимые иллюстраторы помогают с оформлением сайтов, блогов, обложек книг. Писатели пишут статьи для изданий и порталов. В то время как многие компании покупают иллюстрации со стоков, крупные издания, например The New Yorker, заказывают иллюстрациями у фрилансеров. Многие бренды аутсорят дизайн футболок, постельного белья, декоративных украшений для дома. Так поступают IKEA, Disney, Matell и многие другие.
Netflix собирается привлекать фрилансеров для перевода субтитров. Они анонсировали, что ищут лучших переводчиков со всего земного шара, чтобы перевести сериалы на более чем 20 языков! Русский в списке, с вакансией можно ознакомиться на сайте Netflix.
Несколько лет назад платформа Elance (крупнейшая биржа до слияния с Odesk и превращении в Upwork) взяла интервью у менеджера компании Google. Он был предельно конкретен: Часто у компаний больше денег, чем людей. И вот тут-то и приходит звездный час фрилансеров! Они, как плоскогубцы в поясе монтажника, всегда нужны. У компаний горят сроки, есть бюджет и инструменты. Продакт-менеджеры в такие моменты — лучшие друзья фрилансеров. Они по сути оплачивают их счета. Если исполнителю повезет проявить себя — ему откроются многие двери.
На Западе большие компании не стесняются прийти на биржу и взять специалиста. Это дешевле и быстрее, чем оплатить время эйчара, подобрать человека, платить ему зарплату, отпускные, налоги и страховку. Для владеющих английским (а таких среди независимых специалистов очень много): вот 212 западных компаний, постоянно нанимающих фрилансеров. Среди них IBM, Wikimedia, Trello, Mozilla.
Отношение между компаниями и фрилансерам у нас
Рутинные работы есть у всех компаний, им с этими задачами нужно куда-то идти. Мы в в магазине фрилансерскх услуг специально сделали планку в 500 рублей за кворк, чтобы установить порог входа — не хай-энд, но и не демпинговая биржа. Это нормальная цена часа работы фрилансера — около 10 долларов. Поэтому на Кворк ходят компании и аутсорсят легкие повторяющиеся задания. Журналы нанимают ретушеров, дизайнерские фирмы нанимают специалистов, чтобы обтравить картинки. А уж образовательные компании, которым нужно много транскрибировать — постоянные клиенты Кворка.
Алексей Пономарь, издатель Лайфхакера, портала с посещаемостью 3 миллиона человек, в интервью рассказал, что половина авторов Лайфхакера — фрилансеры:
— Большинство текстов Лайфхакера пишется на аутсорсе. Есть штатные авторы, есть внештатные. Как вы их распределили? Кого больше, кого меньше?
— Сейчас примерно пополам. Изначально в штате была всего пара человек, остальные работали на аутсорсе.
Редакция VC.ru, главного русскоязычного издания о стартапах и бизнесе, пишет, что с ними сотрудничают авторы-фрилансеры со всего СНГ:
Несмотря на все опасения и предрассудки в отношении фрилансеров, удалённая форма работы распространяется по корпоративному миру, как эпидемия. Конечно, инструментов влияния и контроля за сотрудниками, находящимися вне офиса, гораздо меньше. Но и стоят они, как правило, не менее чем на 30% дешевле. К тому же, если пройти этот тернистый путь и набить шишки, то в итоге окажешься в точке, когда и команду кнутом гонять не надо, и расходы снизились. Неэффективные отвалятся сами по себе. Средства, сэкономленные на оплату труда, — пространство для экспериментов и возможность для открытия новых талантов.
Для ИТ-компаний СНГ, а тем более медиа, которым является vc.ru, проблема экономии стоит особенно остро. Специалисты в крупных городах уже перекуплены хорошо зарабатывающими компаниями или западными гигантами, поэтому тем, кто ещё набирает силы, остаётся только искать таланты в других регионах. Так, в команде vc.ru появились iOS-разработчик из Киргизии, дизайнер из Барнаула, Android-разработчик из Казани, верстальщик из Северодвинска и авторы со всего СНГ.
Ведомости проанализировали стабильно растущий рынок фриланса. Они пишут, что количество предложений на рынке выросло, когда компании начали массово сокращать персонал. Тогда бизнес понял, что нанимать независимых подрядчиков дешевле, чем держать в штате постоянных работников. Операционный директор HR-агентства Penny Lane Personnel Татьяна Курантова говорит, что сторонних сотрудников привлекают, когда надо сократить расходы на аренду, страховку и зарплаты, а также чтобы урезать бюджет и сроки проектов. Услуги фрилансеров привлекательны для работодателей, когда нужно выполнить разовую или проектную работу, например, сделать под ключ интернет-магазин.
Директор брендингового агентства Pavlov’s Design Олег Павлов привлекает независимых подрядчиков на проектную работу. В агентстве Saatchi & Saatchi фрилансеров приглашают, когда штатные дизайнеры уходят в отпуск или когда поступает крупный заказ от клиента. Они отмечают адекватность финансовых аппетитов независимых работников. По сути, им не нужно переплачивать, ведь на рынке большая конкуренция.
Что лучше — нанять в штат, обратиться в агентство, сделать самому или делегировать фрилансеру?
Ведомости отмечают, что ... Крупные компании не любят связываться с фрилансерами. Их сложнее контролировать, кроме того, возрастает вероятность срывов дедлайнов по проектам. При необходимости выполнить какую-то разовую работу крупные компании обращаются только к тем подрядчикам, чья репутация на рынке уже сложилась.
Мы в Кворке не совсем согласны с этим тезисом, потому что видим ситуацию изнутри. Зачастую сильный фрилансер может справиться лучше, чем компания, в штате которой могут работать не самые опытные исполнители. Так произошло в кейсе компании Open Village.
С агентствами бывает так. Большая компания приходит к не менее уважаемому подрядчику. Они заключают контракт, подрядчик начинает работать. Но неожиданности случаются у всех — увольняется работник компании-подрядчика. Заказ должен быть выполнен, иначе грозит выплата неустойки. Где быстро взять человека? Конечно на бирже. Так и заказ выполнен, и сроки не сорваны. Если фрилансер справился, то он может получить приглашение на постоянную работу, ведь какая компания в здравом уме отпустит вменяемого исполнителя?
Danigm рассказывает, почему можно не обращаться в агентство
Мы в Кворке связались с одной из наших постоянных заказчиц, Марией, главредом сайта о маркетинге с посещаемостью 200.000 человек. Она попросила не называть издание, но вот что рассказала:
Впервые я пришла на биржу, когда мне надо было подготовить несколько лонгридов. Обычно это делала я сама, но в тот раз мне не повезло, я болела и не успевала. Редакционный процесс был под угрозой, заменить меня было некем. Я аутсорсила перевод лонгридов за 500 рублей/штука, дала два на пробу 2 разным исполнителям. Одна из них — девушка-профессиональный переводчик в декрете — сделала работу просто прекрасно. Честно, ее перевод был даже местами лучше моего. Я отдала ей все задания, результат превзошел ожидания. Тогда я задумалась — зачем я буду тратить часы своего времени на рутину, если могу заняться развитием сайта и стратегическими решениями? С тех пор лонгриды я перевожу на Кворке. Уверена, те ресурсы, которые продвигаются за счет переводного контента, делают то же самое.
Мы в Кворке советуем не относиться к фрилансерам свысока. Среди них попадаются настоящие жемчужины. На бирже все на виду, поэтому хороших исполнителей вычислить легко. Об том, как вычислить хорошего исполнителя по портфолио, мы рассказали в колонке для Русбейз Как работать с фрилансером.