С каким клиентом лучше не работать
Привет! Денис Чудинов на связи. На правах кофаундера (кхе-кхе), я буду рассказывать о жизни студии Lean Peaks. Немного шершаво, зато живым языком, прямо как в курилке или кулуарах! Банзай!
Если лень читать, там внизу есть главный абзац, он выделен жирным. Прочтение займет еще секунд 12 и я больше не буду тратить твое время ;)
Чтобы ощутить трагизм ситуации, вам нужно знать 5 фактов обо мне и моих коллегах-основателях:
- мы терпеть не можем бизнес заказной разработки!
- еще больше мы не можем терпеть работать на дядю!
- средний чек проектов студии — $5000. Бодаться с кем-то за меньшие бабки вообще не хочется. Студентов не держим, шаблонные решения не делаем;
- мы редко работаем больше чем с 5 клиентами одновременно (и не хотим);
- у нас нет продажников. И, надеюсь, никогда не будет.
Проекты делаются месяцами. Люди разные, одних хочется обнять за то, как они четко формулируют мысли и знают чего хотят. Других хочется убить с первого письма! Принимая во внимание все вышесказанное, мы как очень вольнодумные парни, решили что сами будем выбирать себе клиентов. Чтобы не работать с му... плохими людьми ;)
Вот на какие типы мы делим клиентов:
1. Неприятные личности.
Я заставил себя поверить, что любые предрассудки к внешнему виду и странностям клиента — мои личные проблемы и к бизнесу не относятся. Но до этой мысли я доходил несколько лет.
2. Неадекватные клиенты.
Неприемлемое поведение и невыполнение договоренностей — это прямой вред. Вычислить подобных людей до начала работ крайне трудно. Нам везло, у нас было всего лишь 2 таких клиента и они сами ушли, когда поняли что мы довольно жестко относимся к выполнению договоренностей и не будем идти на убыточный компромисс.
3. Технически неграмотные.
Человек может быть прекрасным маркетологом, но он не понимает в IT: вопросы глупые, ТЗ отстойное. И что? Вы можете при необходимости ему все объяснить, это нормальная практика и именно она отличает профессионалов от дилетантов. Я вообще обожаю консультировать людей, пусть даже их проект нам не интересен или у человека нет денег. Будет новый день, будут и деньги, будут и проекты, будет и светлая память обо мне ;)
4. Идеальный, но все равно не тот.
Приятный в общении, ответственный, вежливый и разбирается в теме. Только ему нужен сайт за 200$, а вы меньше чем за 1 000$ не делаете. Или он хочет программирование микроконтроллеров, а вы делаете только мобильные приложения.
Плохих клиентов не бывает — они или ваши, или не ваши. Вот и вся истина. Своих клиентов берегите, чужих отправляйте к партнерам или конкурентам, так вы оставите у клиента хорошее мнение о себе.
Разумеется, с любым клиентом надо быть предельно корректным, ведь тот человек, кто с вами общался и не купил, все равно имеет мнение о вас и радостно им с кем-нибудь поделится, сделав вам пиар. Для вас это бесплатная реклама, поэтому постарайтесь и мотивируйте свой отказ так, чтобы клиент все равно остался счастлив. Кто знает, что ему понадобится завтра?
Добавляйтесь в фейсбук и пишите комменты ;)
Если заедет, следующая тема: Как понять что человеку можно доверить IT-проект, если вы сами ничего в них не понимаете?
Бест регардс!