Коронавирус и поисковый трафик букмекеров. Часть вторая: почему Фонбет пострадал меньше других?
Что происходит с поисковым спросом по бренду «Фонбет»?
В прошлый раз мы выяснили, что на трафик сайта букмекерской конторы очень сильно влияет поисковый спрос по брендовым ключевым словам. Проще говоря, чем чаще люди забивают в Google что-то вроде «фонбет официальный сайт», тем больше посетителей этот сайт получает.
Как несложно предсказать, весной спрос серьезно упал — как у Фонбета, так и у других букмекеров.
Вот что показывает Google Trends:
Второй БК взял Лигу Ставок, так как объем поиска по их бренду достаточно велик и меньше «размыт» между альтернативными написаниями. У Winline, например, запросы, написанные кириллицей и латиницей сопоставимы по частотности, в то время как «liga stavok» ищут в 50 раз меньше, чем «лига ставок».
Графики более-менее параллельны: падают и растут одновременно. Решаем, что дело на этот раз совсем не в динамике спроса и идем дальше? Не так быстро!
Поспешные выводы по графикам, которые не приспособлены для конкретной задачи — типичная ошибка в анализе данных. В данном случае масштаб съедает все детали.
Давайте выгрузим данные, по которым Google строит диаграмму на скриншоте, и поработаем непосредственно с ними (иконка со стрелкой в правом верхнем углу).
Получаем файлик с такими данными:
Цифры отражают уровень популярности, их можно сравнивать между собой.
Сложим показатели для 5 недель в феврале-марте и мае.
Период Фонбет Лига Ставок
02.02.20 — 01.03.20 398 206
03.05.20 — 31.05.20 213 96
Как видим, к началу коронавирусного кризиса Фонбет искали в 1,93 раз чаще, чем Лигу Ставок. А в мае — уже в 2,21 раза чаще. То есть в целом поисковый спрос у Фонбета упал меньше.
То же самое нам говорит и диаграмма, построенная на основе соотношения по неделям.
Легко видеть, что в течение длительного времени соотношение колебалось около 2. Затем резко выросло, подскакивало вплоть до 2,6. Серьезный рост.
Почему так произошло — вопрос за рамками данного поста. Думаю, свою роль сыграла новость о включении Фонбет в список системообразующих организаций. Однако вряд ли стоит списывать все на нее. Вполне вероятно, что это результат осознанных усилий по продвижению бренда.
Как незаметные изменения на сайте Фонбет помогли нарастить поисковый трафик
Отвлечемся от трендов поискового спроса и взглянем на то, чем может управлять SEO-специалист. Посмотреть есть на что, потому что сайт явно развивается. С марта количество запросов, попадающих в ТОП-3 Google подросло (скриншот из Ahrefs):
С февраля по май прибавилось порядка 1000 запросов.
При этом их явно вытянула не главная страница, а другие части сайта (тот же отчет, но не для всего сайта, а только для домашней страницы):
Как видим, особых изменений нет. Главная ранжировалась чуть меньше чем по 1000 ключей и до и после.
Зато порывшись в аналогичных отчетах для разделов сайта, можно обнаружить, что они бодро растут.
Раздел /live/:
Раздел /bets/:
Посмотрим в том же Ahrefs (странно, почему они еще не платят мне за рекламу?) историю изменений позиций для какого-нибудь ключевого слова, который явно связан с линией и событийным трафиком:
Так и есть. В прошлом году на части url явно использовалась другая структура. В адресе встречается #! (hashbang), который предназначен для того, чтобы помогать роботу поисковой системы найти контент на AJAX-сайте.
Хмм, перечитал предыдущее предложение и понял, что оно звучит как абракадабра. Сейчас объясню.
AJAX — это технология, которая позволяет менять содержимое страницы сайта без ее перезагрузки. Часто это удобнее и быстрее, чем переходить на новый url. На Legalbet используется много AJAX-элементов. Например, на странице турнира в беттинг-центре вы видите вкладки «Тренды», «Турнирные таблицы» и «Архив». Их содержимое подгружается без обновления всей страницы: клик просто запрашивает с сервера соответствующий контент.
С помощью AJAX можно реализовать сайт так, что на нем не будет ни одной страницы на отдельном url-адресе, кроме главной. Это «стильно, модно, молодежно», но создает проблемы в сканировании сайта поисковым роботом. Поэтому разработчики сайтов специально создают адреса страниц, включающие #!. Это указание роботу, что он может скачать HTML-копию страницы с таким url.
Если еще проще: чтобы подружить Google и AJAX-сайт, разработчики прибегают к специальным танцам с бубном, hashbang в адресе страницы — это признак таких танцев.
Проблема в том, что эти танцы далеко не так эффективны, как хотелось бы. Стандартный подход к разработке сайтов лучше стыкуется с SEO-задачами.
Более того. Еще в 2015 году Google официально объявил, что использование схемы с hashbang не рекомендуется. А с осени 2018 года схема вообще не поддерживается:
Мой коллега Евгений Аралов заметил, что в другом месте документации Google схема с hashbang все еще описывается как актуальная. Да, даже официальной справке не всегда можно доверять.
Разработчики Фонбета решили перейти на более привычную структуру url. Раздел /#!/bets переехал на /bets/, #!/live — на /live/. И это было правильным решением.
Статистика для всех страниц, включавших /#!/bets:
Посмотрим на период максимального поискового спроса — ЧМ по футболу 2018. По оценке Ahrefs, раздел ранжировался по 650 ключевым словам в ТОП-3 и собирал 20 000 поискового трафика в месяц. В целом, трафик был очень нестабилен.
А вот раздел /bets/:
Разница налицо, обновленный раздел гораздо успешнее. Аналогичный результат показывает и раздел «Лайв».
Интересно, что сайт Фонбет и сейчас использует AJAX для создания основного контента страницы. Как видим, это не мешает ему хорошо ранжироваться и быстро набирать позиции.
Возможно, что с одновременно с переездом на традиционные url-адреса разработчики сделали и другие изменения, повлиявшие на результат. Однако переход на более современную (и одновременно близкую к стандартной) систему генерации страниц, на мой взгляд, был ключевым фактором успеха.
Выводы
Достаточно высокий трафик с поиска на сайт Фонбет в период кризиса вызван:
- сравнительно небольшой просадкой поискового спроса по бренду;
- доработками сайта, в результате чего он стал лучше соответствовать новым рекомендациям Google; доработки оказались очень близки по времени к началу кризиса.
Еще один важный вывод. Казалось бы: 2020 год на дворе, поисковые системы вовсю работают с искусственным интеллектом, роботы скоро будут ходить по улицам деревень, Илон Маск запускает свои ракеты...
А сугубо техническое SEO до сих пор критически важно. Как важна и скорость внедрения изменений на сайте. У очень многих онлайн-бизнесов с этим бывают проблемы. Мы в Legalbet, например, сильно затянули переезд на новый дизайн; отсутствие адаптации под мобильные долго было тормозом развития.
p.s. Этот и предыдущий посты были написаны после того, как я увидел статистику по просадке поискового трафика у крупных букмекеров. В принципе это все, чем я хотел поделиться по данному вопросу. Однако я продолжу вести блог, так как есть много других интересных тем.
Автор статьи: Алексей Трудов
Источник: блог Legalbet