редакции Выбор
Сергей Дапкус: каждый должен заниматься своим любимым и профессиональным делом
— Сергей, вы увлекаетесь фотографией, катаетесь на моте, сёрфите, играете в футбол — очень насыщенно. Как удается всё это совмещать с работой?
— Мои хобби удачно сочетаются с работой: она оставляет силы на увлечения и позволяет разделять их с классными ребятами. Люблю ездить в офис на моте, это помогает взбодриться, войти в ритм. Ощущения, как после фитнеса — здорово начинать так день. Сёрфингом занимаюсь в отпуске, обычно раз или два в год. Раньше я выбирал Азию, ездил туда зимой покорять волны. Играю в футбол очень насыщенно — вот это правда. Примерно два года назад вместе с руководителями больших компаний, специалистами по дизайну, диджитал-чуваками и другими ребятами мы организовали футбольный чат, в котором уже примерно 160 человек — кто-то приходил на тренировки с друзьями или приглашал близких по духу людей. Мы участвовали в чемпионате, где заняли второе место, соревнуемся на поле, но в перерывах или после матча возникают интересные смолл-токи: задаём вопросы, обсуждаем проблемы, ищем решения друг для друга. Футбол — это способ объединить людей. Так и получилось — сейчас это узкоспециализированный клуб одних из самых крутых специалистов на рынке. Несмотря на то, что иногда люди по разным причинам перестают играть, они остаются в чате и поддерживают общение.
— Вы были DJ-ем. Когда в последний раз стояли за пультом?
— Я был DJ-ем достаточно долго, но со временем поменялись вкусы — клубную музыку слушаю очень редко, однако навык не потерял и не так давно стоял за вертушками на дне рождения друга. Мне было в удовольствие часок поиграть и потусить заодно, но сейчас у меня нет цели углубляться и разбираться в этом.
Мне нравится музыка: я коллекционирую пластинки и слушаю дома винил. Если нужно поднять настроение или успокоиться и замедлиться, музыка очень помогает. Я даже купил гарнитуру с профессиональным звуком в мотоциклетный шлем. Дует ветерок, потихонечку катишь, а если хочешь немного быстрее, то включаешь любимую песню и заряжаешься.
— У вас был свой бизнес или вы всегда работали в найме?
— У меня и партнера было два бизнеса, дополняющих друг друга. Один из них — пивоварня «Barrel Brew», где производили около трех тонн пива двух сортов, называлось прикольно: «Мне понравилось, а Сереге не очень» и «Мотор Оил». Это был полноценный бизнес: белая, открытая, чистая, собственноручно пройденная все проверки ООО пивоварня, которую мы строили сами: от подготовки помещения, окрашивания стен, прокладки труб для охлаждения, соединения бочек, варки и разлива пива. Второй — бар. Вместе с партнером мы пришли давать на пробу пиво на тот момент владельцам агентства Winstrike, у которых на арене был бар. Попробовав продукт, они предложили нам забрать его. Так и вышло: в Winstrike в ЦДМ на Лубянке мы открыли бар, где продавали крафтовое пиво и фингер фуд закуски для геймеров.
Пивоварню пришлось закрыть, и перед началом пандемии закрыли и бар, полностью оставив бизнес. Само хобби, рукоделие, ремесло — прекрасное и очень интересное, но на это требуется очень много времени. Мне повезло с работодателями: на тот момент я был частью команды Pinkman, одной из самых крутых дизайн студий, и мы с ребятами договорились о том, что я могу работать на один день меньше, занимаясь своим бизнесом. Несмотря на это, я всегда ответственно подходил к делам на работе. Кстати, варили клиентам пиво в подарок — это был розовый эль с этикеткой от дизайнеров Pinkman.
— Как вы считаете, какие навыки в себе нужно развить, чтобы достичь успеха в жизни и проектах?
— Стоит развивать умение понимать любую точку зрения, договариваться в любых сложных ситуациях, предприимчивость и любознательность!
— Вы руководитель. Точно приходится собирать команды: нанимать, увольнять сотрудников. Вы согласны с мнением, что нужно создавать команды, а не просто собирать группы сотрудников?
— Чаще всего команда строится из нанятых сотрудников. Сначала ты набираешь группу людей, которая подходит под задачи и цели бизнеса и команды, а дальше, через определенное время, вы превращаетесь в команду. Мне нравится сравнивать строение команды со спортом: футболом или гонками. В футбольной команде, например, новый игрок не попадает в основной состав — игроки привыкают к нему, а он — к ним. В итоге он выходит на поле, взаимодействует и вливается в коллектив, в котором все друг друга чувствуют, друг другу подходят.
Если руководитель с нуля набирает команду, он создает ее из группы экспертов, формирует и несет ответственность. Я дополняю уже сформированную команду, поэтому, например, на финальное собеседование зову кандидата познакомиться с теми, с кем предстоит работать. На 60-70% ответ команды, хотят ли они работать с этим человеком, будет для меня решающим. Может показаться, что я скидываю груз ответственности на ребят, но я понимаю, что им с нанятым сотрудником работать 80% времени, когда мне — только 20%. Эти 20% проходят через мой первый фильтр, а дальше, если моей команде нравится кандидат, то я с удовольствием сделаю ему оффер.
В Азбуке три основных звена, которые образуют дивизион: фотостудия, дизайн-коммуникации и дизайн ребрендинга и упаковки. Есть и четвертый отдел, который помогает им объединиться в большого и мощного Вольтрона, трансформера — это группа менеджеров проектов.
— Как относитесь к тому, чтобы делегировать поиск и подбор сотрудников сторонней компании?
— Я считаю, что каждый должен заниматься своим любимым и профессиональным делом. Рекрутерам и HR-специалистам часто проще предложить кандидатов под мои потребности. В этом случае сотрудник быстрее выйдет на работу и будет радовать своими проектами Азбуку и клиентов. Важно, чтобы при этом HR разбирался в специфике, понимал, какой кандидат нужен и сошелся со мной в первом фильтре. Если я вижу, что сторонний человек не до конца чувствует, кого и что мы ищем, я подключаюсь сам.
— Нередко бывает, что нанимаешь сотрудника, он работает месяц, а затем выясняется — человек «не ваш». Как вы понимаете, что это точно «ваш» сотрудник?
— У меня нет чек-листа, мне интуитивно понятно, подходит ли человек. На самом деле, с дизайнерами сложно. Кандидат может показать портфолио, но чаще всего эти портфолио создаются командами, и в нем участвует продюсер, арт-директор, клиент и дизайнер. Поэтому собеседования я провожу в формате диалога и задаю больные вопросы, они бывают совершенно странные. Разговор может длиться 15 минут, причем это будет абсолютно удачное собеседование. Я редко даю тестовые задания, только на какие-то очень сложные, точечные и скрупулезные профессии. Иногда я спрашиваю, какие приложения установлены у кандидата на телефоне, и мы обсуждаем, что он думает о приложении, например, Netflix или Яндекс Карт.
Я стараюсь понять, как человек мыслит, как решил бы ту или иную задачу, как он общается, скован или расслаблен. Я не знаю правильного ответа на свои вопросы, он может быть любым. Если у дизайнера есть общий стиль, общие характеристики с командой, значит у него есть вкус. Здорово, если человек понимает, что делает глобальную работу как для потребителя, так и для бизнеса, с мозгами подходит к созданию даже самой маленькой упаковки, чувствует, что продукт будут потреблять разные люди, что это физический предмет, который, возможно, не захочется выкидывать, потому что он так красиво стоит на полке. Для меня важно осознание, что мы сделаем работу по-азбучному.
— По вашему мнению, какие навыки важнее для сотрудника hard или soft skills?
— Хороший дизайнер для меня — это тот, который умеет работать руками, растет в своих hard skills, но при этом знает soft. Вторые появляются тогда, когда начинаешь ходить на защиты и презентации своих проектов, доказываешь свою точку зрения, понимаешь, для чего это бизнесу, разговариваешь с людьми. Кажется, что, когда soft превышают hard, дизайнер превращается в арт-директора, который реже рисует руками, но умеет управлять процессами и проектами команды, мыслить концептуально и решать задачи, опираясь на hard skills своих ребят.
Hard skills — это работяги, а soft — любители поболтать, но при этом мастерски: они знают, когда и что говорить, как убедить, как защитить слабую работу за счет своих навыков. Когда человек идет по карьерной лестнице и становится руководителем, в приоритете — soft skills.
— Есть четыре типа руководителей по Адизесу: продюсер, администратор, предприниматель и интегратор. Вы продюсер. Верно?
— Я проходил тест дважды или трижды — всегда предприниматель. Но, если честно, предприниматель по тесту, а в душе чувствую себя продюсером. Я точно не люблю что-то интегрировать, и, если сталкиваюсь с занудным препятствием, становится неинтересно. Администратор — очень скучно. Ты не влияешь на процесс, а просто сопровождаешь его.
— Продакшн директор — кто это и чем он занимается?
— Продакшн директор делает все для того, чтобы заказ был выполнен в лучшие сроки и в лучшем качестве, отвечает за финальное состояние продукта. Помимо этого, приходится сталкиваться с управлением загрузкой отделов, расчетом смет, мониторингом рынка, изучением и внедрением лучших практик в свою работу, продюсированием проектов, которые требуют непосредственного участия опытного человека. Ну, и, конечно, рутина в виде бумаг, согласования отпусков и подобных задач.
Наш блиц-опрос:
— Сотрудник — это...
— Я проведу параллель с Формулой 1. Сотрудник — это пилот гоночного болида.
— Руководитель — это...
— Руководитель — начальник штаба, который принимает решения и советуется с гонщиками.
— Команда — это...
— Команда — пит-лейн целиком, где делают все, чтобы сотрудник достиг первого места.
Звезда в этом блице — опытный, быстрый и скилластый сотрудник. Он советуется с руководителем, опытным человеком, а вся команда помогает ему достичь определенной цели в работе. При этом их объединяет общее дело.